Почему, как только женщина приходит к власти, сразу говорят об «эксперименте»?
Есть ли связь между равенством полов и экономическим ростом государства, что разрушает польскую семью и какое будущее у «женского» правительства Польши – об этом charter97.org рассказала профессор, доктор юридических наук Моника Платек.
- В сентябре в польском Сейме состоялась острая дискуссия по поводу европейской конвенции «О предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашнем насилии». В итоге, конвенция была отправлена на доработку. Почему возникла дискуссия о, казалось бы, очевидных вещах?
- Эта конвенция неоходима не только и исключительно для женщин. В польской конституции записано, что мужчины и женщин равны. Никто не может быть дискриминирован в политической, общественной или экономической сферах. Однако если мы возьмем исследования под индексом gender, которые изучают, в какой степени женщины имеют то, что имеют мужчины, то, оказывается, что по основным позициям – зарплата, работа, доступ к здравоохранению, науке, свободному времени, деньгам, власти – везде женщины получают меньше, чем мужчины. Несмотря на декларируемое равенство в польской конституции, на самом деле его нет.
Если оценить еще один элемент, который является показателем неравенства, а именно – насилие – то, окажется, что здесь существует множество очень серьезных проблем и в том числе на на уровне осознания того, что это насилие существует. Например, мы знаем, что есть проблема насилия в отношении женщин, что много насилия в семьях, но спросите: а что значит насилие в семье? В отношении избиения польские граждане скажут – да, это насилие. Но изнасилование в семье уже является сложным для определения. Изнасилование, в соответствии с польским правом, происходит тогда, когда один человек насилием принуждает другого человека к половому контакту. Но как можно узнать, что это произошло вследствие принуждения?.. Тогда, когда ясно будет сказано: «Нет!»
Конвенция меняет эту ситуацию, потому что говорит о личной автономии. До тех пор пока не слышно отчетливого «да» - не «нет», а «да» - то мы имеем дело с поведением, которое свидетельствует о нежелании.
Эта концепция с огромным трудом воспринимается не только гражданами, но и правоохранительными органами, в частности, судьями.
Пока же происходит так - женщина может несколько раз заявлять о совершении домашнего насилия, а потом под воздействием со стороны мужа, стыда забирает заявление. А полиция преподносит это так, что «потерпевшая забрала жалобу». О какой жалобе идет речь?! Когда совершено преступление! Но женщины забирают «жалобы», а полицейские приостанавливают дела, потому что нет ясного сигнала со стороны государства: о том, что насилие должно быть наказано.
- В соответствии с логикой польских правых консервативных сил, то, что я делаю в своей семье, касается только меня и моей семьи.
- Эта логика выражает позицию власти и доминирования в семье, причем, далеко идущего доминирования, что говорит о неравенстве. И если мы спросим: откуда берется это доминирование и попытаемся разобраться, то увидим, что речь идет о глубоких корнях в нашей культуре, в чем очень часто мы не отдаем себе отчета. Если один человек убивает другого, то это убийство. А если погибает много людей, как сегодня происходит в Украине, то что это такое? Война. Мы меняем название, и тем самым узакониваем насилие. Тот, кто имеет силу, может использовать насилие.
Почему женщина зарабатывает от 20 до 40% меньше, чем мужчина? Да, и мужчины и женщины в Польше зарабатывают мало, по сравнению с уровнем зарплаты в ЕС, но в Польше, в зависимости от пола, кто-то работает больше, однако получает меньше. Речь идет о том, что на культурологическом уровне существует проблема с одинаковым трактованием мужчин и женщин.
Мы с моим мужем всегда сопротивлялись, когда при переписи населения должны были ответить на вопрос: кто глава семьи? А как определяется глава семьи? Тот, кто больше зарабатывает. А как мы определяем величину заработка? Оцениваем то, что человеку платят на его работе – на работе вне дома. А теперь давайте посчитаем, сколько нужно было бы заплатить человеку, который приготовил для вас обед, убрал квартиру, постирал и выгладил белье, отвез ребенка в сад. Это огромные деньги! Как-то были проведены исследования, которые показали, в какой степени польский ВВП зависит от той бесплатной работы, которую выполняет женщина.
Эта конвенция заставляет нас понять: каким образом с точки зрения культуры, действующих символов и существующих норм формируется такая ситуация, когда, в конце концов, в итоге кто-то, прощу прощения, «получает в морду». Ошибка, которую мы совершаем в Польше, заключается в том, что мы занимаемся только и исключительно тем, что лежит на поверхности. Те, кто выступают против конвенции, стремятся во чтобы то ни стало сохранить неравенство между мужчинами и женщинами, что в итоге приводит к негативным последствиям для всех. Давайте посмотрим на то, как живут мужчины в Польше. Они живут меньше, короче и хуже – у мужчин больше инфарктов, у них проблемы с алкоголем. Если нет равноправия, не будет государства с нормальной развивающейся экономикой.
- Вы хотите сказать, что экономическое развитие зависит о степени равенства полов?
- Ну конечно! Это же очевидно! Ты мог бы использовать свои возможности на 100%, но используешь лишь на 50%! Там, где есть больше равенства, есть больше доверия к власти - вообще принципиально иначе развивается общество. Ведь не случайно, Польша является последней страной в ЕС с точки зрения доверия к власти. Люди, которые не имеют доверия к власти, живут в обществе полном неравенства и дискриминации. Все начинается с неравенства женщин, потом переходит на меньшинства, стариков и инвалидов.
Там, где нет свободы, там, где уважение к личности стоит дешево, не будет развиваться экономика. На самом деле, эта конвенция предлагает, чтобы мы присмотрелись друг к другу, к своим обычаям, культуре, образу жизни.
- Противники конвенции говорят, что она принуждает к смене пола...
- Вообще, все это свидетельствует просто о трагическом состоянии элементарной образованности. Мне просто стыдно об этом говорить.
Вместо того, чтобы травить гендером, мы должны заняться элементарным образованием. А мы травим и пугаем людей гендером. Потому что уже не выходит пугать ведьмами и сатаной, но методы все те же. Как правило, их используют плохо образованные, но обладающие огромной властью люди.
- Конвенция отправлена на доработку – что дальше, каков ваш прогноз?
- Я не гадалка. Многое зависит от выборов. Польша сегодня действительно живет значительно лучше, чем во времена коммунизма, это правда. Но расслоение в обществе очень велико. И потому так важна для нас эта конвенция – ведь, по сути, эта конвенция о равенстве возможностей в обществе. Но ее принятие – только первый шаг, это всего лишь начало дороги.
- Говоря о равенстве, новое польское правительство после ухода Дональда Туска характеризуют, как наиболее феминистическое за последние 25 лет (в польском правительстве сегодня 6 женщин вместе с премьер-министром Эвой Копач). Хотя немало и критических оценок в отношении этого, как пишут «эксперимента».
- Ну почему, как только женщина приходит к власти, сразу говорят об «эксперименте»? Это как раз и подтверждает то, насколько нам необходима конвенция. Я очень рада, что у нас в правительстве сейчас столько женщин.
Мне кажется, что Эва Копач в нынешних условиях сможет вести Польшу спокойной и безопасной дорогой. А что касается хороших и плохих женщин-министров – да, будут и хорошие, и плохие. И в этом нет ничего удивительного! Я не понимаю: что, если женщина выбрана на пост министра, она теперь должна что-то кому-то доказывать?.. Только не мне. И потом, если уже говорить о каких-то европейских паритетах во властных структурах между женщинами и мужчинами, то в Польше, несмотря на как будто бы «феминистическое правительство», пока нет этих пресловутых 33%.
- А как вы оцениваете высказывание Эвы Копач в отношении Украины, которое было жестко раскритиковано?
- Я не знаю, говорила ли Эва Копач осознанно или нет, но это форма постфеминизма. Постфеминизм заключается в том, что женщина осознает себя и в то же время, отдает себе отчет в том, в каком обществе она живет. И потому она вынуждена играть по определенным правилам. Я лично считаю, что это одно из самых удачных дипломатических высказываний, потому что таким образом Копач избежала ненужной дискуссии. А эта дискуссия была не нужна, потому что была бы чрезвычайно небезопасна для Польши. То же, что ее тут же начали критиковать, не удивительно. Сейчас ее будут критиковать и пытаться скомпрометировать за все: и ее саму, и правительство. И это опять-таки говорит о неравенстве: мужчин так критиковать не будут. Зато на женщину можно повесить всех собак вместе взятых – и ведь повесят! – только потому, что она женщина.
Беседовала Марина Гуляева
Справка. Моника Платек (3.05.1953г.) закончила Варшавский университет, преподавала в Дании, Литве, Швеции, США. Специализируется на правах человека, правах женщин, виктимологии, криминологии, социологии права. Создательница польского объединения Юридического образования. В 2012 г. за участие в демократических переменах Польши была награждена президентом Польши Брониславом Комаровским Кавалерским крестом Ордена Возраждения Польши.
Замужем, имеет двух дочерей. Из интервью Моники Платек польскому журналу Wysokie Obcasy: «Мой муж был одним из 21 мужчин, которые в 1986 г. взяли декретный отпуск. Для сравнения, в тот год 300 тыс. женщин были в декретном отпуске. Моего мужа хотели даже уволить, потому что это было так нетипично...»