Врачи заявляют, что из-за эпидемии гриппа Беларуси стоит обратиться к мировой медицинской общественности за помощью.
Открытое письмо врача-инфекциониста, ассистента кафедры инфекционных болезней Белорусской медицинской академии последипломного образования Николая Шавлова, в котором он говорит об эпидемии атипичной пневмонии в Беларуси, получило резонанс и вынудило его еще раз обратиться в Минздрав, пишут «Белорусские новости». Доктор подчеркивает — нельзя утверждать, что в Беларуси нет атипичной пневмонии только потому, что в стране не проводится соответствующая диагностика.
Под атипичной пневмонией Николай Шавлов понимает тяжелое, нехарактерное течение заболевания.
Термин «атипичная пневмония» появился задолго до развития последней пандемии в начале века и использовался для обозначения поражения легких, вызванных не обычными пневмониями, а атипичными возбудителями, в том числе вирусами. Более точно своеобразие болезни отражает принятое во всем мире обозначение «тяжелый острый респираторный синдром.
Действительно, Минздрав прав, когда говорит, что в стране не регистрируется атипичная пневмония. Но прав лишь формально. Так как, подчеркивает Николай Шавлов, ни один из больных не обследовался на этот вирус, равно как и на другие возможные причины развития пневмонии.
«Я не функционер в белом халате, я врач», — сказал Николай Шавлов, который считает, что в настоящее время, прежде всего, необходимо разобраться, что за вирус вызывает внебольничную пневмонию, от которой люди погибают за три-пять дней. Он подчеркивает, что нетипичным является как течение заболевания, так и возраст умерших, большинство из которых были молодые люди.
Цифры Минздрав не называет, однако, будучи на консультациях в больницах, Н.Шавлов наблюдал, как за одну ночь в реанимации умирали четыре человека, в том числе молодая беременная женщина. Пневмония протекает настолько тяжело, говорит он, что искусственная вентиляция легких не дает ожидаемого результата, потому что трудно подобрать режим его действия: «Мы столкнулись с совершенно непонятным заболеванием. Безусловно, кого-то удается спасти. Мне известны, к сожалению, единичные случаи, когда пациентов удавалось снять живыми с аппарата искусственной вентиляции легких. Большинство погибает».
Он подчеркивает, что стоит обратиться к мировой медицинской общественности, в частности к ВОЗ, за помощью.
Николай Шавлов считает, что ВОЗ в настоящее время, как и население нашей страны, не владеет информацией, что происходит на самом деле с заболеваемостью пневмонией в Беларуси. В случае, если бы мы обратились к ВОЗ, нам могли бы помочь с диагностикой: «В конце концов, рядом с нами Москва, где есть лаборатория новых и вновь открываемых инфекций. Есть мощные лаборатории в Лондоне. ВОЗ не откажет в просьбе любому государству. Замечу, что к этой организации может обращаться только государство, но не какой-то врач».
Чтобы осознать сложность ситуации, Николай Шавлов предлагает вспомнить историю вопроса. В Беларуси грипп А (H1N1) диагностируется с 19 августа 2009 года. «Замечу, — сказал доктор, — что это произошло только после того, как главный санитарный врач России Геннадий Онищенко выступил 14 августа с предположением, что не может быть такого, чтобы в Беларуси доныне никто не заболел гриппом А (H1N1)».
Все случаи свиного гриппа были легкими или средней тяжести. Летальных исходов не было. Н.Шавлов задается вопросом: «Почему люди начали умирать в конце октября, в ноябре? Что изменилось — вирус, люди? Мне бы хотелось услышать ответ на этот вопрос от руководства Минздрава».
Между тем заместитель министра здравоохранения Роберт Часнойть в «парламенте» 27 ноября заявил, что в Беларуси не зарегистрировано ни одного случая атипичной пневмонии. Это было после упомянутого письма Николая Шавлова.
По приведенной замминистра статистике, с начала года в Беларуси гриппом и ОРВИ переболело более полутора миллиона человека. При этом Часнойть отметил, что на долю гриппа, в том числе свиного, приходится всего 2,4-2,6%.
Между тем здесь все не так просто. Можно было бы утвержадать, что свиного гриппа так мало, если бы его определяли, но подробной статистики не ведется. Как объясняют в Минздраве, все случаи свиного гриппа не нуждаются в лабораторном подтверждении, поскольку принципы лечения всех форм гриппа одинаковы. Большинство лабораторно подтвержденных случаев гриппа связано со смешанной инфекцией. На наличие вируса гриппа А(H1N1) проверяются лишь больные, грипп у которых протекает в тяжелой форме.
При этом руководитель бюро ВОЗ в Беларуси Егор Зайцев утверждал на пресс-конференции в Минске, что вирус пандемического гриппа А(H1N1) в настоящее время доминирует среди гриппоподобных заболеваний.
Почему чиновники хотя бы не договорятся о том, что говорить общественности, раз не хотят говорить правду? Что касается смертельных исходов, то, как утверждает Р.Часнойть, «в основном гриппа A (H1N1) там нет, это банальные инфекции, с которыми мы постоянно боремся».
Между тем Н.Шавлов подчеркивает — в Минске произведено перепрофилирование коечного фонда под пульмонологические отделения: «Разве такое типично для сезонного подъема заболеваемости? Голословно утверждать, что у нас нет какого-то заболевания, можно сколько угодно. Так Минздрав и делает, отправляя взамен достоверной информации бумажные потоки приказов и отчетов».