Жители агрогородка Глушковичи Лельчицкого района Гомельской области сохранили уникальные тредиции предков.
Он расположен на границе с Украиной. Многие жители приграничных украинских деревень работают тут на местном щебеночном заводе, некоторые семьи в Глушковичах имеют родственников на украинской территории, грибы да ягоды собирают в одном лесу. Граница не помеха для контактов соседей в разных сферах жизни, тем более, что долгие годы она была условной. Есть и еще одно общее у полешуков по обе стороны границы – древний лесной промысел бортничества.
Когда-то в давние-давние времена жители лесных поселений в Беларуси добывали мед диких лесных пчел в дуплах деревьев. Дупла с пчелами (их называют свепето) находят в лесу и современные пчеловоды. Но таких деревьев немного. К тому же, при таком сборе меда уничтожалась семья пчел. Тогда стали мастерить искусственные дупла в колодах и, укрепляя их на деревьях, разводить и досматривать рои, забирая в них осенью только часть собранного за лето меда. Даже сейчас некоторые старые опытные мастера своего дела мастерят и укрепляют на деревьях колоды только вертикально (они называются стояками) – считают, что в этом случае хозяин колоды не обижает пчел и оставляет им на зимовку достаточное количество меда. Из лежаков (так называют колоды, укрепленные горизонтально) достают больше меда, но можно ошибиться и оставить пчелам меньше меда, чем им нужно на зиму, обрекая их этим на верную гибель. Кстати, о пчеле говорят «умерла», и никогда не скажут «сдохла». У нее, как и у человека, есть семья. Она трудится, добывая себе пропитание. И часто трудолюбивого человека сравнивают с этим уникальным насекомым.
Хотя я не впервые на Полесье и не впервые знакомлюсь с бортниками, недавняя поездка в Лельчицкий район меня глубоко впечатлила. Впечатлила, потому что видела все своими глазами, наблюдала, как бортник взбирается на деревья, утепляет улья на зиму и досматривает пчел, достает из колодных ульев мед. И все это делается с соблюдением определенных обычаев и правил поведения в лесу – таковы неписаные законы дедов и прадедов. Например, прежде, чем влезть на дерево, оставляют внизу хлеб на ритуальном полотенце. А если встретит кого-нибудь в лесу, непременно угостит медом с этим хлебом. Все это мы наблюдали, приехав в гости к семье Дубровцов из агрогородка Глушковичи.
Глава семьи Григорий Иванович Дубровец недавно покинул этот мир, оставив сыну Василию навыки и секреты бортничества, к которому приучал сына с детства, а жене – ремесло по изготовлению свечек. Теперь уже Ева Степановна варит воск и «качает» свечки. И какой же у них чудесный медовый запах! Перед тем, как приступить к работе, читает «Отче наш» и зажигает сделанную ранее свечку. Свечки нужны для службы в церкви. Их заказывают ей односельчане на крещение, свадьбу, похороны. Только для покойника она изготавливает свечки из воска того колодного улья, где погибли пчелы. Живым – от живых пчел, а мертвым – от умерших. Назапашивает прополис, собирает мерву – это все болящим людям для лечения. Мерва – это тот мусор, который остается на мешковине после того, как сварят воск и процедят воскодавины. Мертвых пчел (отмор) не выбрасывают, а заливают спиртом и используют раствор для натирания при простуде, болях в суставах, позвоночнике, пояснице. Всем этим добром, связанным с пчеловодством, сейчас обеспечивает ее сын Василий. Благо, живет он рядом.
Когда Ева Степановна топит воск, кликнет внука Вадима – он всегда готов помочь, да и поучиться, как и сколько надо варить, как процеживать и куда девать мерву, как с помощью клещей отжать воскодавины. После процеживания на поверхность всплывает чистый желтенький воск. А воскодавины сольют в бидон – недели две там все побродит (тут говорят, что этот раствор «грае») – вот и медовуха готова.
Медовуха – традиционный слабый хмельной напиток. Готовят его к празднику или семейному торжеству. В пироги и пампушки мед добавляют вместо сахара, подают к блинам, кашам и другим блюдам. Этот полезный продукт на столе в семье пчеляра каждый день.
Когда мы приехали, Ева Степановна провожала в последний путь соседку Анастасию Зубрей, а назавтра ее поминали в церкви все односельчане. Родственники умершей принесли коливо – кашу с изюмом, приправленную медом. Такой тут обычай: поминать умерших в церкви молитвой и этой кашей, где множество круп символизируют вечность жизни, а мед – ее возобновление в новых поколениях людей, мудрость и сладость земной жизни. И чтобы умершему было сладко на том свете. Мед – один из самых сакральных древних продуктов не только у белорусов, но и у других народов мира, он используется в традиционных обрядах, в меню семейных торжеств и праздников народного календаря.
С детства и по сей день Василий ловко лазит по деревьям. Это пригодилось ему в армии, где служил десантником. Как и отец, он мастер на все руки, настоящий полешук. Работает на заводе машинистом экскаватора. А что касается бортничества, то сам делает новые колодные ульи, досматривает в лесу большое количество своих питомцев-тружеников, которые обеспечивают семью медом. В семье двое сыновей – Иван и Вадим, а самая младшая – дочка Лиза. Вместе с Василием, его женой Натальей и дочкой Лизой мы отправились в лес «глядеть пчел».
Наталья собрала все необходимое в лазьбень (лубяной короб на ремне для сбора меда в сотах во время медосбора, а также переноса необходимых для этого инструментов): дымарь, нож-медорез, спички и лучину для розжига, воду в бутылке – брызгать на пчел, чтобы не кусались, мокрое полотенце – вытирать руки, инструменты для ремонта борти и крыши (ее еще называют «шапка»). Василий взвалил на плечо тяжелое лезиво (тут его называют «жень» – 25-30-метровая плеть, свитая косичкой, на которой укреплено сидение, а к ней – лежая, сплетенная вкруговую, с дубовым крюком на одном конце и петлями на другом). Соединив их вместе, Василий ловко забрасывает жень на толстый сук выше борти, а сам взбирается на дерево и укрепляет сябя в сиденье. Если первые сучья высоко, добирается до них с помощью островы – суковатого ствола дуба. С помощью жени, перекинутой через крюк, бортник перемещается на нужное расстояние и висит около борти, а также поднимает с земли необходимые предметы и, окончив работу, опускает их вниз. Жена – непременная помощница Василия в лесу. Лиза заворожено наблюдает за работой отца. Борти Василий помещает на дубы и сосны. Целое лето пчелки трудятся, собирая в лесу пыльцу, перерабатывая ее в мед. Они не любят резких запахов, поэтому бортники не курят и не пьют, чистоплотны.
Досмотрев пчел осенью, в октябре, бортники всю зиму готовятся к новому сезону – мастерят колодные ульи, везут их в лес и поднимают с помощью специального колеса. Сейчас пользуются бензопилами для облегчения работы, а раньше использовали только топор с широким лезвием, пешню для долбления колоды внутри, долото, склобку (местное название скобли или струга – острой круглой полоски железа с ручкой, которая служит для зачистки колодного улья внутри). Весенняя подготовка пустого улья для приема пчел называется «тварыць вулле»: внутри их натирают багном (местное название болотного растения с резким запахом), чтобы насекомые не лезли в улей, на дно кладут тот же багон, белый мох, горсть крушины и горсть молодой лозы. Во всяком случае, так делает старейший глушковичский бортник Иван Емельянович Бурлевич по прозвищу Корч.
Он стал учителем не только для собственных сыновей, но и других молодых пчеловодов в Глушковичах. Для изготовления борти нужна сосна или дуб возрастом 150-200 лет. Хорошо, что руководство местного лесничества поддерживает мастеров и обеспечивает необходимым материалом. За это бортники благодарят директора лесхоза Вячеслава Беруся.
Борничество возникло у славян еще в первом столетии нашей эры, это один из самых древних промыслов. И то, что оно существует в нашей стране до сих пор в живой традиции и на большой территории в разных деревнях Лельчицкого района, где им занимаются не только пожилые, но и молодые люди – явление уникальное. Этнически этот регион Восточного Полесья выделяют как Убортское Полесье – территория по берегам реки Уборть – притока Припяти. Кстати, ботничество и Уборть – слова однокоренные, в которых основа бор означает «хвойный лес». Таким образом, мы можем гордиться тем, что архаичное лесное пчеловодство в этом уголке Полесья живет и процветает.
Регина Гамзович, «Интерфакс»