Владимиру Мальцеву досталось предприятие-банкрот с огромными долгами, но с задачей - работать.
Уже второй месяц подряд в Минском областном суде рассматривается необычное дело, пишет «Комсомольская правда в Беларуси».
Бывшего руководителя обвиняют не в коррупции, воровстве или мошенничестве, а в срыве модернизации предприятия. Еще на первом судебном заседании он полностью отрицал свою вину, недоумевая формулировке обвинения «эгоистическое паразитирование служебных полномочий». Во вторник, 4 ноября, после показания десятков свидетелей в суде стали допрашивать самого Владимира Мальцева. Перед началом судебного заседания Мальцев бодро расхаживал по большой клетке в клетчатой толстовке с капюшоном, улыбался жене и маме и больше не выглядел загнанным и растерянным, как в первый день суда. Он держался уверенно, говорил громко и четко. Из его речи стало понятно: Мальцев совершенно не рад был карьерному росту, придя в 2010 году на должность и.о. главного инженера, а вскоре возглавив предприятие.
- Впервые я оказался на «Борисовдреве» в 1991 году, когда, как солдат, оказывал помощь предприятию, а в следующий раз приехал сюда в 2010 году устраиваться на работу. Так вот, особой разницы я не заметил. Сразу я исполнял обязанности главного инженера, затем, в 2011 году, я занимал три должности, так как некого было назначить и всю нагрузку взавлили на меня. (…) А при посещении «Борисовдрева» Михаилом Мясниковичем он уволил гендиректора и меня пальцем назначил исполнять его обязанности. Позже я говорил, что у меня нет достаточного опыта. На тот момент спичечное производство было практически остановлено, фанерное не работало. На пороге стояли судебные исполнители, которые в 2011 году описали всю оргтехнику. Зарплата сотрудникам не выплачивалась, долг составил 90 миллиардов, предприятие было банкротом, однако согласно указу «Борисовдрев» должен был работать. Вот какое наследство мне досталось. А в мае 2012 года меня назначили гендиректором, еще месяц я отказывался подписывать заявление на данную должность, рассказал он.
По планам модернизации предусматривалось приведение в порядок четырех объектов: участка лесозаготовок, фанерного производства, спичечного и котельной.
- Еще в 2009 году обследование признало здание котельной аварийным и запретило к эксплуатации. Там отсутствовала кровля, плиты перекрытия. В общем, установили подпорки, чтобы оно не упало, и так котельная просуществовала до весны 2014 года. Сроки ввода объектов переносились. К примеру, энергоисточник должны были ввести в апреле 2011 года, а оплатили только осенью 2011 года, - рассказывал Мальцев.
Выступая в суде, он называл все даты, имена и фамилии людей, приказы и разговоры, которые велись четыре года назад. Следствие уверено, что именно Владимир Мальцев лоббировал интересы турецкой фирмы, с которой «Борисовдрев» заключил контракт на 5 миллионов евро. Бывший руководитель уверял: в ноябре 2010 года, когда объявили конкурс, он только-только пришел на работу, как молодой специалист и новичок не имел огромного веса на предприятии.
- Каждое мое слово проверялось, как и каждый документ. Техническое задание к конкурсу разрабатывали совершенно другие люди, не я, и все было согласовано самим концерном и департаментом по энергоэффективности. Согласно поручению Владимира Семашко был произведен энергетический аудит. К нам приезжали представители государства, которые сами выступили инициаторами изменений условий конкурса. (…) Во время конкурса на закупку оборудования в котельную поступило шесть предложений от пяти иностранных компаний: прибалтийской, итальянской, турецкой, финской и американской. Предложения американцев из-за их дороговизны мы не могли серьезно рассматривать, у итальянцев была и высокая цена, и самая сырая техническая документация, - пояснил Мальцев.
Модернизацию предприятие контролировали правительство и Миноблисполком. Как говорит Мальцев, Борис Батура (губернатор Минской области. - Ред.) лично дал распоряжение, что турецкая фирма сделает монтаж котельного оборудования. А следствие уверено, что это решение Мальцев принял сам и растратил тем самым государственные деньги.
- Модернизация на предприятии шла 8 лет. Почему отвечает один Володя? - недоумевали родные бывшего директора.
Суд продолжается. Владимиру Мальцеву грозит от 3 до 10 лет лишения свободы.