Во время доклада правительства, Нацбанка и облисполкомов Лукашенко о работе экономики среди выступающих не было единства.
Стенограмму взаимных обвинений чиновников публикует «Наша Нiва».
«Все прекрасно понимают, что при таких ставках стоимости кредитных ресурсов экономика не развивается. Я не говорю об оборотке, речь идет о «длинных деньгах». Без поддержки государства пойти на кредитование инвестиционного проекта может только смертник. Экономика стала заложником банковской системы. Банковская система стала своего рода МММ, где ломовую нагрузку тянут предприятия реального сектора», —
заявил председатель Комитета госконтроля Леонид Анфимов.
Его ведомство вместе с промышленными министерствами выступает за наращивание денежной массы и дальнейшую раздачу кредитов предприятиям.
Нацбанк, в свою очередь, призывает к более жесткой монетарной политике. Его председатель Надежда Ермакова вскочила с места, перебивая Анфимова: «Мы не согласны…»
«Вы не согласны с цифрами?» — прервал Ермакову Лукашенко.
«Не с цифрами, а вообще с позициями, что Национальный банк и банковская система превратились в МММ. Я с этим не согласна … Поэтому я хотела бы попросила вас создать комиссию, которая бы дала оценку работы Нацбанка», — заявила Ермакова, ища поддержку.
«А зачем? Вы что, не можете проанализировать ситуацию в Нацбанке и не знаете положение дел в банковской системе?» — не понял Лукашенко.
«Нет, я знаю. Но я не согласна…» — уточнила Ермакова свои расхождения с позицией КГК.
«Знаете. Тогда почему вы не сели вдвоем и друг другу не положили на стол материалы и не сопоставили?» — снова перебил ее Лукашенко.
Леонид Анфимов во время пикировки листал бумаги, не пытаясь вступить в спор.
А Лукашенко продолжал в сторону Ермаковой: «Чтобы не было больше разговоров по поводу того, что вы там жируете вместе с банками, давайте договоримся так. Я, например, формулу говорю. Ваша зарплата должна быть где-то близка к зарплате премьер-министра. Все остальные должны быть выстроены, как в правительстве. Кто не хочет работать — увольняйтесь сразу. То же самое по расходам всех банков, начиная от вас и заканчивая другими.
Обойдитесь двумя автомобилями в Нацбанке для обслуживания - значит, два легковых автомобиля. Сегодня это недешево, тем более такие цены на бензин.
Обеспечение, зарплата, программное обеспечение, без которого не обойтись — лично утвердить каждому. Все остальное снять. И лично мне доложите свою позицию, не согласовывая ни с какими банками».
В эфире ОНТ показали другую дискуссию на ту же тему — между премьер-министром Михаилом Мясниковичем и советником президента Кириллом Рудым. Мясникович от имени правительства требовал кредиты на модернизацию.
«Чтобы кредиты были доступными, ставка должна быть не выше рентабельности. То есть, например, для промышленности ставка должна быть не более 10%. Значит, инфляция должна быть не более 9%, — начал ему объяснять Рудый. — Это не либеральное предложение, либеральной является свободная эмиссия. Здесь скорее предлагается введение денежной диктатуры».
«В этой связи комиссии предлагается сделать приоритетом на два года снижение инфляции до среднегодового значения 9%. И далее стремиться снижать еще ниже. Это вполне реально, - обратился он к Лукашенко. — Надо управлять денежной массой, и, возможно, пересмотреть в сторону сокращения ряд госпрограмм».
«Ну и что здесь, Михаил Владимирович, антигосударственного?» - заметил Лукашенко Мясниковичу.
«Надо понимать, что инвестиционная активность будет снижена, ВВП будет меньше 100%, и зарплата будет ниже», - стал рассказывать Мясникович, но у Рудого было еще много аргументов.
«Снижение процентных ставок, наоборот, стимулирует инвестиционную активность, а не снижает. — продолжил гнуть свою линию он. — А снижение инфляции повышает реальные доходы, если номинальные…»
«В этой ситуации нельзя вырывать вопросы из общего контекста, — наконец, не выдержал Мясникович и перебил советника президента. — Прежде всего мы должны смотреть, чтобы было спокойно на валютном рынке».
Лукашенко попросил прокомментировать ситуацию руководителя своей администрации президента Андрей Кобяков. Тот попытался ответить «и вашим, и нашим»: «Рудый прав в перспективе, что надо выходить на отмеченную цифру инфляции, а не однозначную. Но за один год этого не сделаешь, поэтому здесь прав Мясникович».