Победа над Мексикой для Беларуси не менее важна, чем в матчах квалификационного турнира.
Нет ничего удивительного в том, что у сборной Беларуси уже давно нет результата. Есть много причин прямых и косвенных: плохие игроки, плохие тренеры, плохие болельщики, плохие журналисты, плохое все — это само собой, это мы поняли.
Но только вот у Албании, например, тоже плохое все. А у Фарер — так вообще и говорить нечего. Но очков у них больше, чем у нас.
Я думаю, одна из важнейших причин отсутствия результата у сборной — собственно в том, что сборная перестала играть на результат. Она утратила этот навык. Результат не довлеет над ней, как должно. Он появляется на миг и тут же растворяется в рутине психологии потерянных шансов и наигрывания состава на будущее. Сборная давно не играет в режиме «здесь и сейчас».
Давайте сами посмотрим, сколько матчей из последних двух циклов мы реально сыграли на результат, на «кровь из носу»? В первом кондратьевском цикле таковых не было вовсе. Вытянули Испанию и Францию — и все простили Георгию Петровичу наперед: дайте поработать, дайте поэкспериментировать, дайте попробовать различные сочетания. И в итоге сыграли вместо десяти официальных матчей десять «товарняков».
Нынешний цикл свелся по сути, к трем встречам, в которых необходим был именно результат. Люксембург, Украина, Словакия — и… все. Шансы перешли в плоскость сухой теории. На испанцев сборная уже выходила в режиме «дайте поработать» — вы же видели, какие там монстры, они все равно сильнее!
Испания — Беларусь — 3:0
Вряд ли что-то помешает в том же духе дожить весь этот цикл. И с точки зрения формальной логики, никто не умрет: ну действительно невелик вопрос, выше мы будем македонцев или ниже. Осталось только всплыть над Люксембургом, и миссия выполнена.
Итого: за два отборочных цикла сборная Беларуси провела три матча под прессом давления результата. И взяла в них одно очко. Потому что игра в режиме «кровь из носу» — это тоже умение. Его можно довести до автоматизма. Но вместо этого остатки умения растратили, превратив три четверти официальных встреч команды за четыре года в «товарняки» по форме и содержанию.
У пустых трибун есть весьма пагубное для психики футболистов свойство — они еще никого никогда не освистали.
Не освищут и завтра на матче с мексиканцами. Товарищеском. Но никто не переубедит меня в том, что в нем нужно выигрывать, во что бы то ни стало. Что победа нужна как никогда. Что нет права ни на ошибку, ни на эксперименты, ни на что. Потому что налаживать нужно не игровые связи, а инстинкт киллеров. Инстинкт бойцов за результат в любых условиях и с любыми соперниками.
Сборная Беларуси четыре года играла одни товарищеские матчи. Толк будет, если следующие четыре — под руководством Андрея Зыгмантовича или кого-нибудь другого — она будет играть только официальные. Пусть не по документам, но по духу. По желанию выиграть. По «крови из носу».
Для этого и существует сборная. У национальной команды не должно быть второстепенных матчей.
Я тут поспорил с Боровицким. На мороженое. Он говорит, что придет больше пяти тысяч. Я говорю — что меньше. За последнее время это будет самое приятно проигранное Боровицкому мороженое. Или самое неприятно выигранное.
Андрей Вашкевич, «Прессбол»