Известный журналист и депутат Верховный Рады напомнил украинцам о событиях 19 декабря 2010 года в Минске.
Украинский журналист Мустафа Найем, с призыва которого ровно год назад начался Евромайдан, заявил, что не хотел повторения событий на улицах Минска в 2010 году.
«Мы могли потерять поколение и будущее, - пояснил он на своей странице в Фейсбуке 21 ноября. - Я никогда не забуду того, что в 2010 году увидел на улицах Минска: озверевший ОМОН, раздробленные зубы, сотни посаженных и тысячи томящихся в камерах на протяжении двадцати лет. Это то, что нам готовили».
21 ноября 2013 года правительство Украины заявило, что в интересах национальной безопасности не будет подписывать соглашение об ассоциации с Евросоюзом и переориентируется на Таможенный союз. В тот же день Найем написал в Фейсбуке: «Встречаемся в 22:30 под монументом Независимости. Одевайтесь тепло, берите зонтики, чай, кофе, хорошее настроение и друзей. Перепост всячески приветствуется!»
Акция была немногочисленной, однако затем протест постепенно стал массовым, прежде всего в центре и на западе Украины. В феврале 2014 год режим президента Виктора Януковича пал. Это стоило жизни около 100 протестующих, которых назвали «Небесной сотней Евромайдана», напоминает БелаПАН. Среди них был 25-летний житель Гомеля Михаил Жизневский, погибший 22 января. Сразу после бегства Януковича в Россию Кремль начал спецоперацию в Крыму, в результате которой полуостров с помощью наспех организованного и не признанного мировым сообществом референдума был присоединен к РФ. После этого начался рост напряженности на Донбассе, который вылился в полномасштабные военные действия. Москва, признав участие своих военнослужащих в обеспечении референдума в Крыму, отрицает оказание помощи сепаратистам живой силой и техникой.
«Меня часто спрашивают, написал бы тот же пост сегодня, если бы знал, что все так обернется. Да, написал бы, - утверждает Найем. - Потому что сейчас еще более уверен, что если бы мы в тот промозглый дождливый вечер не вышли на улицы, убитых, искалеченных и потерянных судеб было бы куда больше».
«Мы потеряли много светлых жизней тех, кого по праву можно назвать героями… Это была не просто борьба против «чужих», это была битва с собственным страхом перед тем, кто сильнее. Нам удалось сделать то, чего до сих пор не могут сделать поколения в России и Беларуси - мы заразили власть страхом перед обществом, а не наоборот», - подчеркнул украинский журналист, который на досрочных парламентских выборах 26 октября стал депутатом Верховной Рады.