Основная проблема белорусских предприятий – их полная зависимость от российского рынка, отсутствие западных инвестиций.
Статистические сводки этого года констатируют устойчивое падение производства белорусских грузовых автомобилей, тракторов, комбайнов. Предприятия машиностроения переходят на трех-четырехдневку. По мнению экс-директора концерна «Амкодор» Василия Шлындикова, ситуация может лишь усугубиться. Об этом он сообщил в интервью сайту ucpb.org.
- Наш основной рынок машиностроительной продукции – это Россия, – говорит Василий Шлындиков. – А в России, и это всем понятно, какая ситуация – санкции, дешевеющая нефть, обеднение всех и вся. «Крымнаш» сыграл свою роль, играет свою роль попытка отхватить еще кусок территории Украины, как будто в России своей земли мало. А за все надо платить. И за «Крымнаш», и за Донбасс. Ну, а поскольку силой обстоятельств мы привязаны к этому рынку, то платить надо и нам. За этот наш выбор. Поэтому ситуация, на мой взгляд, будет только ухудшаться».
– Одна из последних тенденций – Беларусь увеличивает экспорт в Россию и при этом несет серьезные потери из-за девальвации российского рубля.
– Это само собой. Но здесь есть и противоядие – перейти на расчеты с Россией в долларах. Но в этом случае мы можем потерять и ускоренный рынок, потому что тем же российским предприятиям доллары тоже негде взять. Судя по прессе, там уже проблема с покупкой валюты: вводятся ограничения – в банках нет валюты. А раз так, то мы можем потерять клиентов. Но, как бы там ни было, надо учитывать фактор девальвации при заключении контрактов. С тем, чтобы как-то обезопасить себя.
– Ситуацию усложняет и то, что западные инвестиции в Беларусь не идут.
– Не идут и не пойдут. Потому что в эту экономическую модель ни один здравомыслящий человек на Западе не пойдет. Сюда пойдет только спекулятивный капитал или тот, который приобретен неправедными методами. За счет той же нефти, газа, откатов, закатов. Мы видим российский капитал с его торговыми центрами. Слава Богу, нам хоть центры построят.
– Выход из ситуации?
– Выход – менять экономическую и политическую систему в стране.