У белорусских агропромышленников быстро портится настроение, поднявшееся до небывалых высот этим летом. Становится понятно, что разбогатеть благодаря российскому эмбарго на западные продукты питания у нашего АПК не получится. Россельхознадзор все чаще и решительнее «заворачивает» белорусские продукты на границе, а то и запрещает работать на российском рынке целым белорусским заводам.
Кажется, белорусским продуктам в России уже не так уж и рады. 21 ноября Россельхознадзор собрал журналистов, чтобы рассказать им, что «Отмечается резкий всплеск завоза в страну некачественной продукции из Беларуси. В поступающих товарах специалисты выявляют высокое содержание вредных веществ», – сообщает информагентство Regnum. Российские специалисты конкретизировали свои претензии: по их словам, в молоке, которое завозится под маркой белорусских производителей, все чаще находят антибиотики, а в свинине – вирус африканской чумы свиней. По данным Россельхознадзора, из Брянска в Беларусь недавно было возвращено 72 партии потенциально опасного для здоровья товара, а еще 60 тонн продукции было решено утилизировать.
Прямым следствием всего этого, предупредили в Россельхознадзоре, станет запрет продавать продукцию в России тем белорусским предприятиям, которые были замечены в нарушениях ветеринарных требований. «Черную метку» в виде запрета поставок в Россию уже получили такие известные в Беларуси производители, как Брестский мясокомбинат, Березовский мясоконсервный комбинат, Гомельский мясокомбинат, «Инко-Фуд», «Бабушкина крынка», «Беловежские деликатесы», Агрокомбинат «Дзержинский», Смолевичская бройлерная птицефабрика, Слуцкий мясокомбинат и компания «Серволюкс».
В интервью российскому агентству ТАСС глава Россельхознадзора Сергей Данкверт рассказал, что под видом продукции для Казахстана из Беларуси в Россию заезжают груженые фуры, но конечной цели грузы так и не достигают. Подобный канал поставок замороженного европейского мяса Россельхознадзор, по его словам, выявил осенью 2014 года.
Претензии есть не только к мясу. Пресс-служба Россельхознадзора утверждает, что ведомство выявило более 11 тыс. т плодоовощной продукции, произведенной в странах Евросоюза и поставленной из Беларуси якобы в Казахстан, но «задержавшихся» в России. «Это количество представляет собой более 10% от общего объема продукции перемещаемой с территории Беларуси», – сказали журналистам в Россельхознадзоре.
20 октября Россельхознадзор уже ограничивал поставки овощей и фруктов из Беларуси – «из-за участившихся случаев ввоза «подкарантинной продукции». Тогда Главная госинспекция по семеноводству, карантину и защите растений Минсельхозпрода РБ получила от российских коллег письмо, напомнившее о запрете ввоза на территорию России «товарных партий обезличенной и непромаркированной подкарантинной продукции».
Еще раньше Россельхознадзор заявил о 82 случаях поставок непромаркированной продукции с конца августа по начало октября. Порой проскальзывают по-настоящему детективные сюжеты: так, 10 октября Россельхознадзор задержал 18 тонн украинских томатов, которые прибыли через территорию Беларуси и оказались «заражены западным, или калифорнийским, цветочным трипсом» (цитата). «Ситуация показала неспособность уполномоченных органов Украины и Беларуси обеспечить выполнение карантинных фитосанитарных требований стран-импортеров растительной продукции», – сообщило тогда российское ведомство.
Проблему сложно назвать «надуманной». Последние пару месяцев лента новостей буквально пестрит сообщениями такого типа: «Россельхознадзор сообщил, что сотрудники его управления по Брянской и Смоленской областям пресекли попытку ввоза из Беларуси недоброкачественного мяса птицы общим весом 15 тонн. Произведено оно было на белорусском ОАО «Глубокский комбикормовый завод». Это, кстати, пример, датируемый еще началом ноября. Тогда российских контролеров сперва смутил внешний вид коробок с товаром: «На коробках отсутствовали маркировочные этикетки, на большей части упаковки выявлены следы удаления ранее наклеенных этикеток». Содержимое же коробок оказалось еще хуже: «Несмотря на то, что продукция прибыла в сопровождении ветеринарного сертификата Таможенного союза, выданного государственной ветеринарной службой Беларуси, санитарное состояние мяса птицы было неудовлетворительное, со значительными остатками неудаленного перьевого покрова, имелись следы дефростации».
Этот пример выбран как наиболее показательный. Схожие претензии предъявлялись к самым разным продуктам. Слонимскому мясокомбинату Россельхознадзор, например, запретил поставки в Россию «в связи с ранее выявленными случаями фальсификации ветеринарных сопроводительных документов на его продукцию».
Теперь же россияне вводят совсем уже жесткие меры контроля – такие, которые прямо расходятся с договоренностями в рамках Таможенного союза и, тем более, ЕАЭС. Так, Россельхознадзор подготовил распоряжение о запрете транзита продуктов из Беларуси и Казахстана без российского досмотра. «Допускается транзит через Российскую Федерацию только продукции, которая прошла через пункты пропуска на российской границе», – заявил глава службы Сергей Данкверт. Соответствующее распоряжение, по его словам, ведомство обнародует в ближайшее время. При новом порядке досмотру будет подвергаться весь продуктовый транзит из Беларуси. Как утверждают в федеральной службе, под контролем будет и вход, и выход продукции.
Отдельная группа претензий к белорусским продуктам связана с вирусом африканской чумы свиней (АЧС), который очень часто обнаруживают в белорусской свинине. Вот недавнее заявление Россельхознадзора: «На этот раз генетический материал вируса выявлен в пробах колбасы «Вкусная мясная», двух пробах рульки копченой и в пробах колбасы «Мортаделла» в синюге, произведенных Бобруйским мясокомбинатом, и в пробах салями «Имперская», «Царская» и «Украинская», а также шпика свиного производства Могилевского мясокомбината. … Продукция была поставлена в Рязанскую и Московскую области».
В разное время Россельхознадзор также обнаруживал вирус АЧС в колбасе Бобруйского мясокомбината, в продукции Оршанского, Минского и Могилевского комбинатов.
В ответ Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ заявило, что источником генома вируса АЧС в продукции отечественных мясокомбинатов могло стать импортное сырье. Однако Беларуси все равно пришлось в конце октября приостановить все поставки свинины в Россию, чтобы разобраться в ситуации.
Про то, что поставки белорусских продуктов в Россию стратегически важны для отечественной экономики, наши чиновники в этом году говорили множество раз. Говорили так часто, что в результате реагировать на сложные отношения с Россельхознадзором пришлось лично Александру Лукашенко. Впрочем он, в своей обычной манере, ничтоже сумяшеся «перевел стрелки» на Россию.
В октябре, встречаясь с российскими региональными журналистами, белорусский президент заявил: «Наш основной рынок – Россия, а у вас денег становится все меньше и меньше, поэтому мы вынуждены при нашей нищете давать вам деньги, чтобы вы купили нашу продукцию». При этом, как считает Лукашенко, белорусские поставщики ничего в России не нарушают: «Реэкспорт, он невозможен. Он отслеживается. Возможно купить эту норвежскую рыбу, которая запрещена к поставке в Россию, или плодоовощную продукцию в Германии или в Польше, ввезти в Беларусь, переработать, получить соки и прочее, прочее – это уже будет белорусская продукция, и продать ее на российском рынке – это не запрещено. Эмбарго вашим это не запрещено».
Напомнил глава Беларуси и о том, что рост цен на белорусское продовольствие в России – вовсе не вина Минска. «У нас на 5-8% цена выросла, а у вас на 30-50%. Но это по вашей причине, поэтому не надо блокировать поставки продуктов питания, – сказал он. – Белорусские поставщики отдают свое продовольствие оптовикам, которые затем перепродают его для торговых сетей, где цены и повышаются. … Ваши лоббисты боятся, что если мы поставим больше, то цены упадут. Ваши частники хотят карман быстрее набить. Пусть конкурируют с белорусами. Предлагаю не сдерживать поставки белорусских товаров на российский рынок».
Но на Россельхознадзор, как видно, это предложение не подействовало.
Впрочем, вполне вероятно, что российское продуктовое эмбарго все же сыграет свою роль и поможет провести реформу белорусского АПК, о которой так много говорило руководство правительства в начале года. По крайней мере, видимый эффект уже есть – объем сельскохозяйственного производства растет. Так, по данным Белстата, за январь-октябрь 2014 года в хозяйствах всех категорий (в колхозах-совхозах, крестьянских и фермерских хозяйствах, на частных подворьях) производство аграрной продукции в текущих ценах составило 116,5 трлн рублей. То есть выросло по сравнению с январем-октябрем 2013 года в сопоставимых ценах на 2,1%. Хотя пока в Беларуси более половины сельхозпредприятий убыточны.
Также пока не совсем понятно, сможет ли возродиться в прежних масштабах белорусское свиноводство. Слишком уж сильный удар нанесла по нему год назад эпизоотия африканской чумы свиней. Но до конца 2014 года планируется ввести в эксплуатацию восемь новых свиноводческих комплексов. А в 2015 году – завершить строительство еще пяти свинокомплексов.
Белорусские переработчики сельхозпродукции также рассчитывают на лучшее и наращивают мощности – в расчете не только на белорусское, но и на импортное сырье. И в правительстве оптимизма не потеряли: там рассчитывают в 2015 году увеличить валютную выручку от экспорта сельхозпродукции до $7 млрд. «Мы наращиваем объемы производства востребованной как на российском, так и на других рынках продовольственной продукции», – заявил Михаил Мясникович.
Мнение эксперта
Вадим Лоченков, старший научный сотрудник Института демографии, миграции и регионального развития (Москва):
- Вопрос поставок продуктов из Беларуси в Россию очень быстро перешел из плоскости экономической в плоскость политическую. И Россельхознадзор в данной ситуации – это лишь средство влияния на политику через экономику. Да так и было последние 10-15 лет, просто редко касалось Беларуси, белорусских предприятий.
Теперь же отношение переменилось. Я вижу ситуацию так: после введения Россией продуктового эмбарго в Минске «слишком задрали нос» – дескать, россияне без наших продуктов пропадут, теперь они без нас никуда, денежки из России рекой потекут. А в Кремле это почувствовали и решили белорусское руководство «спустить с небес на землю». Ну а в данной ситуации Россельхознадзор – лучший инструмент для этого.