Подсчитать, сколько заработал Лукашенко на конфликте в Украине, невозможно.
С 24 ноября Россельхознадзор запретил ввоз продукции 11 беларусских предприятий и вводит таможенный контроль на границе: вслед за ужесточением условий транзита растительной продукции скоро такие же санкции ожидают продукцию животного происхождения из Беларуси. Чем продиктованы действия Москвы? Какие ответные действия может предпринять Беларусь?
На вопросы «Беларускай праўды» отвечает кандидат экономических наук Леонид Злотников.
-Причины лежат на поверхности – большое количество контрабанды, которые через границу Беларуси, через границу Таможенного союза текло в Россию. С сентября потоки яблок из Польши напрямую, без переработки, попадали в центральные районы России. По условиям санкций, Беларусь могла ввозить в Россию только свои продукты, или из сырья, которое закупалось в Евросоюзе и перерабатывалось. Только за восемь месяцев 2014 года поток яблок без переработки из Беларуси в Россию увеличился в два с половиной раза. Причем сельскохозяйственная продукция напрямую поставлялась не только из Польши, но из Молдовы, из других стран.
Существуют и другие причины таких действий. Возможно, Кремль демонстрирует раздражение тем фактом, что разговоры о создании беларусско-российских совместных предприятий так ничем и не закончились. Речь идет о создании СП на базе МАЗа, МЗКТ, Пеленга и других беларусских предприятий. Медведев уже предупредил, что у Минска осталось время до конца года – в противном случае Россия пересмотрит отношения с Беларусью.
И третья причина – сменился глава Россельхознадзора, место Онищенко занял Данкверт, и ведомство пристально отслеживает процессы, которые находятся в его компетенции.
-На недавнем заседании Лукашенко распорядился: «Садитесь и думайте, как вы защитите собственного товаропроизводителя. Никаких ссылок быть не должно, что у нас обязательства в Таможенном союзе, Евразийском союзе и т.д. Свой товаропроизводитель должен быть защищен». Последуют ли ответные меры со стороны официального Минска?
- Беларусь не готова к вступлению ни в Таможенный союз, ни в Евразийский экономический союз. В Беларуси сложились такие условия хозяйствования, которые снижают конкурентоспособность нашей продукции; на это влияют и перекрестное субсидирование, и налоги, которые в Беларуси выше, чем в России и Казахстане…
Между тем, конкурентоспособность на российском рынке только возрастает. А сам российский рынок сейчас переживает упадок спроса, снижается беларусский экспорт. Потери для беларусской промышленности колоссальные, а реформы Лукашенко проводить не хочет. Из-за страха за судьбу беларусской промышленности Лукашенко и требует защищать своего производителя любыми средствами.
-А чем беларусские власти могут ответить на действия России?
-Ничем. Если Россия не даст кредитов – Беларусь вообще зубы на полку положит.
- Киевское издание «Деловая столица» отмечает, что русско-украинская война превратилась в клондайк для беларусских властей: на одной только переупаковке европейских продуктов для российского рынка Беларусь уже заработала порядка $0,6-0,7 млрд. Благодаря реэкспорту за девять месяцев 2014 года Беларусь сократила отрицательное внешнеторговое сальдо на $1,5 млрд, до минус $1,9 млрд. Сколько Минск реально заработал на войне?
-Посчитать доходы от войны очень трудно: соответствующих цифр в официальной статистике нет. Я пробовал подсчитать доходы беларусской стороны от реэкспорта яблок – Беларусь заработала на этом порядка 50-100 миллионов долларов. За счет мидий, креветок и других морепродуктов Беларусь также могла получить порядка 400 миллионов долларов.
Все остальное – контрабанда, объемы которой мы даже и представить себе не можем.
Беларусь могла больше заработать на падении курса российского рубля: российский рубль упал по отношению к беларусскому процентов на 18. За это время беларусы много теряли, и ненамного больше получили.