По новому закону у силовиков появится больше возможностей для работы.
На прошлой неделе «депутаты» в первом чтении приняли поправки в законодательные акты по вопросу усиления борьбы с преступностью. Документ, например, даст право министру внутренних дел, председателю КГБ, директору департамента финансовых расследований запускать некоторые оперативно-розыскные мероприятия. Силовики и ДФР смогут давать добро на заключение под стражу, обыски, прослушивание телефонных разговоров, сообщает «Комсомольская правда в Беларуси».
Сейчас все это невозможно делать без санкции прокурора.
- Такие действия будут приниматься в исключительных случаях, в первую очередь для предупреждения тяжких, особо тяжких и коррупционных преступлений, - объяснил директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов.
Документ даст право правоохранителям высокого уровня разрешать проведение оперативно-розыскных мероприятий и возбуждать уголовные дела в отношении отдельных категорий лиц. Например, лиц, включенных в реестр главы государства, депутатов «парламента» и местных советов.
Как считают эксперты, делается это чтобы снизить уровень коррупции.
Когда заработает новый закон, пока не ясно. Будет еще доработка и второе чтение.
Председатель юридической комиссии Белорусского Хельсинского комитета Гарри Погоняйло относится к новому закону настороженно:
- Нужно еще подождать закон в готовом виде и вчитаться в него. В Беларуси делается все для того, чтобы органы правопорядка, оперативные службы имели «оперативный простор» в своих действиях.
Санкцию на арест будет выдавать то ведомство, которое возбудило уголовное дело. Будет упрощена процедура взятия под стражу подозреваемых граждан. Не нужен будет дополнительный контрольный орган в лице прокуратуры, который давал санкции на эти аресты. Оперативные службы и так не смущались необходимостью доказать и получить разрешительные санкции. Это делается под флагом борьбы с коррупцией. Но может привести к тому, что узковедомственные интересы будут толкать спецслужбы на незаконные оперативно-розыскные мероприятия, которые формально могут быть и санкционированы, но с минимальными основаниями.