27 ноября 1895, 119 лет назад, в Париже 62-летний Альфред Нобель пишет свое завещание, положившее начало Нобелевским премиям. Родственникам и друзьям он хоть кое-что и оставил, но не особо много, так как считал, что не заработанные, а унаследованные деньги плодят бездельников, которых он всю жизнь презирал.
Вот та часть завещания, которая относится к премиям: «Я, нижеподписавшийся, Альфред Бернхард Нобель, после тщательного обдумывания объявляю, что приведенное ниже завещание относительно моей собственности вступает в действие сразу после моей смерти.
Со всем оставленным мной реализуемым имуществом необходимо поступить следующим образом. Мои душеприказчики должны перевести капитал в ценные бумаги, создав фонд, доходы от которого будут выплачиваться в виде премии тем, кто за предшествующий год внес наибольший вклад в прогресс человечества.
Указанные доходы следует разделить на пять равных частей, которые должны распределятся следующим образом: первая часть тому, кто сделает наиболее важное открытие или изобретение в области физики, вторая - тому, кто сделает наиболее важное открытие или усовершенствование в области химии, третья - тому, кто сделает наиболее важное открытие в области физиологии или медицины, четвертая - создавшему наиболее значительное литературное произведение идеалистической направленности, пятая - тому, кто внесет весомый вклад в сплочение народов, ликвидацию или сокращение численности постоянных армий или в развитие мирных инициатив.
Премии в области физики и химии должны присуждаться Шведской королевской академией наук, по физиологии и медицине - Королевским Каролинским институтом в Стокгольме, по литературе - Шведской академией (литературы) в Стокгольме, премия мира - комитетом из пяти человек, который должен быть назначен норвежским стортингом. Мое непременное требование заключается в том, чтобы при присуждении премии никакого значения не имела национальность претендентов и ее получали самые достойные независимо от того, скандинавы они или нет. С сего числа данное завещание является единственным имеющим силу и отменяет все мои прежние завещательные распоряжения, если таковые обнаружатся после моей смерти. Париж, 27 ноября 1895 года. Альфред Бернхард Нобель».
Лицевая сторона Нобелевской медали с профилем Альфреда Нобеля (1833-96)