Экономист Лев Марголин назвал прогноз беларусского правительства весьма оптимистическим.
1 декабря Лукашенко утвердил важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015 год и Основные направления денежно-кредитной политики на 2015 год.
В интервью "Беларускай праўдзе" Лев Марголин рассказал, почему ВВП расти не может, почему падение экспорта на 3,5% – очень благоприятный прогноз, и почему беларусам придется зажимать пояса.
-Темпы роста валового внутреннего продукта составит 100,2-100,7%. Это будет достигнуто за счет роста добавленной стоимости в промышленности (100,4-100,8%), сельском и лесном хозяйстве (101,2-101,4%), сфере услуг (101,6-102%).
- Темпы роста ВВП находятся в пределах статистической ошибки – уловить эти 0,2% роста или падения невозможно. Если не учитывать статистические уловки, которыми виртуозно владеет беларусское государство, реального роста ВВП в 2015 году ждать не приходится.
Во-первых, слишком больна беларусская экономика. Оптимизма не внушают процессы, происходящие в России и вокруг России. Происходит падение цен на нефть, что автоматически ведет к падению цен на нефтепродукты – основной источник беларусского экспорта. Складские запасы в Беларуси практически не уменьшаются, а если и сокращаются, то за счет дебиторской задолженности: продукция со складов отгружается, но деньги за нее не приходят.
Лично у меня не вызывает оптимизма прогноз по росту ВВП.
- Уровень экспорта товаров и услуг к уровню 2014 года составит 96-96,4%. Без учета нефти и нефтепродуктов рост экспорта товаров и услуг прогнозируется в размере 100,3%.
- Тоже очень оптимистический показатель – возможно гораздо большее падение экспорта. Все зависит от внешних факторов, а не от внутренних. Так что падение экспорта на 3,5% -очень благоприятный прогноз.
-Соотношение сальдо внешней торговли товарами и услугами к валовому внутреннему продукту составит (-3,5)-(-3,3)%.
- Если снижается товарооборот, а ВВП остается на прежнем уровне, то действительно можем получить такое соотношение. Но и ВВП может упасть гораздо ниже, и внешняя торговля. Данный показатель ни о чем не говорит; единственное, что обе составляющие могут упасть гораздо больше, но соотношение останется примерно таким же.
Этот показатель предполагает, что экспорт и импорт будут уменьшаться сопоставимыми темпами, но нет никакой гарантии, что экспорт не упадет гораздо сильнее.
-Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2015 году вырастут на 1,1-1,5% к уровню текущего года.
- Если инфляция сохранится на нынешнем уровне, для увеличения доходов населения должен быть хотя бы номинальный рост доходов. Но я не представляю, за счет чего этого можно добиться.
Уровень падения доходов населения прогнозировать сложно – требуются детальные расчеты. Этот показатель зависит от многих неизвестных переменных, например, от роста ВВП. Если рост ВВП останется на прежнем уровне, то как тогда добиться роста производительности труда? Только за счет сокращения рабочих мест. Но раньше освобождавшуюся рабочую силу в Беларуси поглощал российский рынок, который сейчас лихорадит.
Не видно никаких источников роста доходов или хотя бы сохранения на нынешнем уровне.
-Какое впечатление в целом произвел на вас прогноз правительства на 2015 год?
- Прогнозы развития Беларуси в 2015 году неутешительны, и прежде всего, по трем факторам. Первое – снижение цен на нефть и на газ на международных рынках, второе – санкции против России и сокращение российского рынка, третье – отсутствие радикальных реформ в Беларуси. В стране действует масса убыточных предприятий, а власти не делают ровным счетом ничего для исправления ситуации.
-А как скажется президентская кампания на экономическом положении страны?
- По большому счету, никак. В основу президентской кампании Лукашенко положит нематериальные обещания: безопасность, стабильность, возможность сравнивать ситуацию в Беларуси с Россией и Украиной.
В год президентских выборов всегда проходит Всебеларусское народное собрание – посмотрим, чем Лукашенко возьмет свой электорат.