Скандальную стройку завершили, несмотря на предписания чиновников.
Гуляя вдоль набережной Свислочи, невозможно не наткнуться взглядом на громоздкие, нелогичные здания, подавляющие своими габаритами гармонию старых мест. Застройщики не прочь вторгнуться в самое сердце города, как это произошло в Музыкальном переулке, где вызывающий новодел с красной крышей возвысился над историческим кварталом. Когда стало понятно, что объект непомерно высок, Мингорисполком и Минкульт формально пытались остановить работы, но тщетно. Никакие предписания чиновников не смогли ограничить разгулявшийся аппетит инвестора, пишет onliner.by.
Когда-то на этом месте располагался монастырский сад, затем пустырь и автостоянка. В 2010 году стало известно о планах ЗАО «Мортекс БЦЗ» возвести в Музыкальном переулке «объект общественно-бытового назначения». Проект прошел согласование в Министерстве культуры. Началась стройка.
Верхний город — один из немногих уголков старины, часть охраняемого государством исторического центра Минска. Градостроительный регламент допускает строительство здесь объектов не выше двух этажей. По факту же инвестор возвел 5—6-этажное здание, крыша которого нависла над всем Верхним городом.
Первые два предписания о приостановлении работ Мингорисполком и Минкульт выписали в июне 2012 года, когда объект был практически «выгнан» под крышу. Проигнорировав претензии, застройщик продолжал работу. В августе того же года комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома отозвал заключения по эскизному решению. В ноябре последовали новые предписания, а за ними штрафы. Застройщику предписывалось остановить стройку, доработать архитектурное решение и «укоротить» крышу. Известно, что в январе 2014 года инспекция департамента контроля и надзора за строительством по городу Минску выдала ЗАО «Мортекс БЦЗ» разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по понижению уровня крыши. Прошел почти год. Строители занимаются внутренней отделкой, а крыша как была, так и осталась.
В прошлом году новодел в Музыкальном переулке попал в составленный Минкультом список зданий, вносящих дисгармонию в исторический центр. В одной компании с объектом ЗАО «Мортекс БЦЗ» оказались жилой дом «У Троицкого», высотка Royal Plaza на Немиге, строящаяся гостиница возле цирка, бизнес-центр на Октябрьской площади и еще несколько не соразмерных окружающей среде сооружений. Сначала чиновники согласовали проекты, развязали руки инвесторам, выдав все разрешения, а затем спохватились, заговорили о нарушении целостности исторических ансамблей. Не абсурдна ли ситуация?
Игорь Чернявский, начальник управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Минкульта, утверждает, что на стадии согласования проекта застройщик преднамеренно ввел в заблуждение несколько инстанций:
— На предоставленных нам архитектурных чертежах новое здание по высоте соответствовало соседней существующей застройке. Со стороны ратуши оно вообще не должно было просматриваться, а со стороны Дворца республики выступал бы только краешек крыши. Однако, как выяснилось позже, на чертежах историческая застройка была визуально приподнята, а размеры этого здания, наоборот, были занижены. Хотя метраж на новом объекте был представлен правильно. Мы не ходили с рулеткой и не замеряли высоту соседних зданий. Все полагали, что проектировщики несут ответственность за разработанные проектные решения. Был еще один обман: застройщик значительно увеличил высоту первого этажа. Диспропорции, недопустимые для сложившейся застройки Верхнего города, стали видны только на стадии строительства.
Министерство культуры ограничилось несколькими предписаниями. А были ли задействованы более серьезные рычаги влияния? Обращение в суд, например.
— При таком количестве сотрудников, как сейчас, у нас нет возможности заниматься судами. Закон закрепляет за министерством прежде всего организующую функцию. А функции контроля принадлежат все же местным властям, — говорит Игорь Чернявский. — Мы выдали предписания, были протоколы, штрафы. Но дальше должны и другие органы действовать, наверное. До той поры, пока не будут применены жесткие санкции, застройщик будет считать, что ему все сойдет с рук.
Чтобы не допустить повторения ситуации, Министерство культуры сделало выводы и исключило из своей практики ориентацию на этажность. Теперь при согласовании проектов высота зданий прописывается строго в метрах.
И все-таки будет ли громоздкое здание когда-нибудь «укорочено»? Представитель Минкульта ответить затрудняется:
— Знаю, в 2009 году в Санкт-Петербурге по решению городских властей были демонтированы два верхних этажа новой Товарно-фондовой биржи, исказившей панораму Васильевского острова. В России смогли обуздать обнаглевшего инвестора. У нас пока что такого прецедента не было.
В компании «Мортекс БЦЗ» отвечать на наши вопросы отказались. Руководство ЗАО вообще крайне редко общается с журналистами. В январе 2014 года, комментируя ситуацию для газеты «СБ — Беларусь сегодня», директор Сергей Сильченко отвергал обвинения в обмане. С его слов, согласовывая проект, невозможно ввести в заблуждение столько инстанций: Госстройнадзор, Министерство культуры и научно-методический совет при нем, комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома… Как ни странно, но именно эти инстанции впоследствии стали предъявлять застройщику претензии.
Председатель Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Антон Астапович уверен: несмотря на нарушения закона, здание в Музыкальном переулке будет введено в эксплуатацию в таком виде, как сейчас.
— Разве такое происходит впервые? Куда ни посмотри в историческом центре, каждый новый объект возведен с грубейшими нарушениями законодательства, — категоричен защитник наследия. — Никто не будет «укорачивать» крышу. Чиновники и тут подпишут акты, примут в эксплуатацию. Ситуация не изменится, пока Минкульт не перестанет согласовывать заведомо незаконные проекты. Правоохранительные органы не реагируют на происходящее должным образом. Ограничиваются предписаниями, которые не исполняются и не контролируются. Идет процесс имитации законности. Все прогибаются под влиятельных инвесторов. Почему так происходит? Уже не раз говорил, но повторюсь: виной всему тотальная коррупция в строительной сфере. Надеюсь, в будущем, когда ситуация вернется в правовое русло, вопрос о сносе незаконных объектов будет решаться через суд.
Неравнодушная общественность обеспокоилась строительством здания в Музыкальном переулке еще в 2010 году, на стадии рассмотрения проекта. Тогда к замечаниям Антона Астаповича никто не прислушался. Похоже, игнорируют общественного активиста и сегодня. А может, дисбаланс, внесенный новостроем в тихую жизнь Верхнего города, не столь критичен? Мнения специалистов разделились.
Архитектор Виктор Крамаренко, автор зданий Национальной библиотеки и нового музея истории Великой Отечественной войны, сожалеет о появлении непомерно высокого здания в Музыкальном переулке.
— Восполнение застройки на том участке, в принципе, было возможно. Но новые здания должны гармонично вплетаться в историческую среду. В Музыкальном переулке появился очень грубый объект, который не вписывается в силуэт Верхнего города, разрушает его, — считает Крамаренко. — Знаю, власти пытались обязать застройщика понизить высоту, но что-то не сработало. И этот факт мне кажется возмутительным.
Декан архитектурного факультета БНТУ Армен Сардаров, напротив, считает нынешние габариты новостройки допустимыми.
— В Верхнем городе достаточно много новодела, застройка утратила былую аутентичность. Поэтому на совете при Минкульте я высказывал свое мнение о возможности строительства данного здания в Музыкальном переулке, — рассказал доктор архитектуры. — Проблема этого объекта не столько в высоте, сколько в материале кровли. Имитация черепицы совершенно не годится для исторических районов. Глиняная черепица смотрелась бы намного естественнее.
Решения о строительстве большинства спорных объектов в центре Минска были приняты в последние годы. Сейчас у руля города встал новый руководитель, которому так или иначе придется разгребать старые проблемы. Что делать с новостроем в Верхнем городе? Настоять на демонтаже крыши и тем самым преподать урок всем застройщикам? Заменить черепицу? Или оставить все как есть, склонив голову перед упорством инвестора. От ответа, который выберет власть, зависит многое.