Комитет госконтроля Беларуси, ведомство, которое по сути должно заниматься только проверкой бюджетных расходов, уже давно превратилось в ужасающего контролирующего монстра.
Или этакого финансового терминатора, зачищающего, все что выбивается по росту, весу, размерам и иным показателям из стабильной белорусской уравниловки. Короче, причесывает и зачищает всех, невзирая ни на форум собственности и так называемые шаги по либерализации бизнес-климата.
Это мнение, пусть и в некоторой степени предвзятое, подтверждает своими высказываниями глава КГК Зенон Ломать, для которого указ о моратории на проверки скорее является рекомендацией, нежели обязательным к исполнению документом.
«Да, документ приостановил, но не остановил проверки. Мы стали работать точечно и более результативно. Мы работаем там, где есть нарушения», - излагает Ломать с помощью БелТА свою трактовку документа.
По этому пункту председателю КГК претензии предъявить сложно. Его ведомство выступало одним из разработчиков документа, а потому хорошо знает слабые места и дыры в указе.
«Проверять всех подряд мы не будем, а только на основании поступившей информации, и такая информация есть», - называет одну из таких дыр Зенон Ломать.
А потому куда интереснее было узнать об источниках поступающей в КГК информации. Недавно Ломать заявил, что проверит все убыточные предприятия, изложив свой взгляд на эту экономическую проблему – раз убыток, значит скрываешь налоги. На такой «экономический» подход уже были вылиты ведра критики. Может быть из-за этого или по какой-то еще причине Зенон Ломать решил слегка уточнить критерий.
По его словам, есть в стране бизнесмены, которые «разъезжают на дорогих машинах» и при этом имеют убыточные предприятия. Вывод – они просто уходят от налогов. Что в лоб, что по лбу.
Поскольку в отдельно взятой стране богатые бизнесмены, как правило, шифруются, рассмотрим для начала ситуацию на представителе другой, но вполне понятной нам страны - Франции. Еще недавно состояние миллиардера Олега Дерипаски оценивалось в более чем $40 млрд, но за время кризиса сократилось в 10 раз. Принадлежащие ему предприятия несут убытки, а их совокупный долг составляет около $25 млрд. Безусловно, есть у Дерипаски и дорогой автомобиль, причем не один, которые он приобрел еще в докризисные времена.
Мало ли, что там было до кризиса и кого это вообще волнует. По логике Ломатя, Дерипаска – просто враг родины, который не платит налоги. Потому по белорусским меркам и понятиям у миллиардера есть только два варианта: дорогой - взять на содержание весь КГК, бюджетный - сменить свои дорогие иномарки на одну Ладу и на всякий случай отказаться от частных самолетов, добираясь на многочисленные встречи и тусовки авиарейсами дискаунтеров. На некоторое время это отсрочит появление «бойцов Ломатя» в приемной предприятия.
Можно на эту проблему взглянуть более масштабно. Беларусь 2008 год закончила с отрицательным сальдо торгового баланса или, говоря иными словами, явным убытком в млрд. Налоги страна сама себе не платит, но убыток приходится покрывать займами и кредитами, которые потом все равно придется отдавать. В такой ситуации отказ от сокращения расходов можно вполне сравнить с уходом от налогов.
Означает ли это, что Александр Лукашенко должен отказаться от своего представительского Мерседеса и заменить его, скажем, на бронированный Саманд, сменить свой дорогой костюм на творение местного легпрома, изготовленного по лекалам семидесятых годов, и вообще переехать из своей резиденции в Дроздах в трешку, ну ладно, поближе к центру?
С точки зрения Ломатя, все должно произойти именно так. Но глава КГК орудует лишь на тех уровнях, которые ему по зубам, вызывая при этом массу негодования со стороны государственных и уж тем более частных предприятий на методы проведения точечных проверок. Последние, как правило, более откровенны в своих рассказах о визитах незваных гостей. И слишком часто приходится слышать в последнее время похожие друг на друга истории.
«Мы тут прикинули, тебе надо перечислить …. (сумма) штрафов и мы уходим. Иначе будем копать ровно столько, пока не нароем указанную сумму за счет выявленных нарушений. Да, скорее всего, по итогу ты выиграешь дело в суде и, может быть, даже все вернут, но минимум полгода ты работать не сможешь», - примерно так излагают суть дела проверяющие.
Поскольку работать в рамках белорусского законодательства без нарушений просто физически невозможно, многие предпочитают отделаться малой кровью. Тех, кто рискнул пойти против Ломатя, - единицы. Это позволяет главе КГК хвалиться, что при 99,9% проведенных проверок выявлены нарушения.
Это близко к 100%, но все же не сто. Значит, ставьте свои дорогие иномарки в гараж, снимайте свои украшения и дорогие наряды, в противном случае попадание в объятия КГК просто неминуемо. А Ломать пока до трусов не разденет - не выпустит.