Прогноз развития экономики Беларуси в следующем году, представленный правительством и утвержденный президентом, удивил многих. Прежде всего, своей реалистичностью – эксперты БДГ сходятся во мнении, что многие показатели вполне достижимы в реальности. Тем более удивительно то, что власть отказалась от традиционного от необоснованного оптимизма в предвыборный год.
Прогноз социально-экономического развития Беларуси и Основные направления денежно-кредитной политики на 2015 год, утвержденные соответствующими указами президента, разительно отличаются от аналогичных документов, принимавшихся в предыдущие годы. Тогда каждую осень правительство уверяло президента, что сразу после новогодних праздников оно так возьмется за работу, что инфляция упадет до совсем незаметной величины, а ВВП воспарит чуть ли не до двузначных значений роста. Год спустя оказывалось, что все правильно, – но только если ВВП и инфляцию поменять местами.
Теперь же ничего подобного нет. Заявленные на 2015-й цифры роста очень скромны. БДГ попросила ведущих белорусских экономистов и финансовых аналитиков объяснить эти перемены – и оказалось, что они также ожидали от властей совсем других обещаний на следующий год.
«Прогноз социально-экономического развития на 2015 год выглядит достаточно реалистично. Хотя есть определенные нюансы. Например, правительство правильно сделало, что пересмотрело прошлый прогноз, который был построен по принципу "принимая желаемое за действительное". Новые прогнозные параметры выполнимы, даже несмотря на серьезные проблемы на внешних рынках, – говорит эксперт по экономике «Либерального клуба» Антон Болточко. – ВВП планируется с минимальным плюсом, что реально, учитывая инфляционную составляющую, – в 2015 году инфляция в очередной раз будет двузначной (12%). В добавок к этому, прирост требований к экономике в 12-14% от банков также сделают свое дело по стимулированию валового продукта».
По мнению эксперта БДГ, доходы населения будут умеренно расти на фоне инфляции и небольшом приросте производительности труда. И даже из официального документа следует, что доходы будут расти медленнее роста производительности.
Антон Болточко обращает внимание на то, что Минэкономразвития России также опубликовало свой прогноз по развитию экономики на 2015 год, в котором показатели хуже белорусских. «Учитывая, что именно Россия является основным спонсором белорусской стабильности, рецессия в этой стране может сильно ударить по Беларуси, – говорит эксперт. – И просто замедлением прироста ВВП до 0,2-0,7% (прогнозные показатели) мы не отделаемся. Возможно Беларуси придется вслед за Россией "порецессировать" какое-то время». В таком случае многие показатели из официально прогноза Беларуси могут к концу 2015 года быть провалены.
Кроме того, судя по прогнозным показателям, никаких серьезных структурных реформ белорусские власти проводить в 2015 году не будут. В ином случае ВВП Беларуси был бы минусовым, так как при проведении реформ система должна очиститься от шлаков. Но приближающиеся выборы вынуждают власти сохранять хотя бы минимальный «плюс» в экономике. При этом традиционных «плюшек» избирателям от власти перед выборами, скорее всего, не будет. «А зачем? 1,5% прироста реальных доходов в 2015 году – нормальное значение, учитывая настроения в обществе. На фоне украинского кризиса белорусы и так формируют высокий рейтинг действующей власти, только бы не было войны», – констатирует Болточко.
«Последние события на нефтяном рынке и в экономике РФ лишили руководство Беларуси последнего оптимизма», – считает главный редактор журнала «Валютное регулирование и ВЭД» Владимир Артюгин. Только так, по его мнению, можно оценить важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития. Ведь даже «священная корова» – рост ВВП Беларуси заложен на уровне 100,2-100,7%.
«Интересный момент – одновременное требование на 2015 год по инфляции в 12%, среднегодовой ставки рефинансирования на уровне 15-16% годовых и роста требований банков к экономике на 12-14%, – говорит Артюгин. – Примерно те же требования были и на 2014 год, но в них так и не получилось уложиться, хотя базовые условия были заметно лучше нынешних».
В утверденных президентом документах признается ухудшение условий для внешней торговли и даже запланировано снижение экспорта. Значит, «локомотивом роста» предстоит стать внутреннему рынку Беларуси. Это, как и планы на ввод жилья (с господдержкой) в объеме не менее 2,5 млн кв.м, говорит о сохранении в 2015 году действующей структуры экономики Беларуси без каких-либо изменений.
«Руководство Беларуси понимает, что происходит в мире, – говорит Артюгин. – Планы уже были скорректированы из расчета цены за баррель нефти в $83, а не $100, как ранее, и обменного курса российского рубля с 39 до 43 за доллар».
Финансовый аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб также признает, что подписанные проезидентом документы – одни из самых реалистичных, что ему доводилось видеть за последние годы. «По крайней мере, там нет параметров, которые явно завышены в разы или на порядки, как это неоднократно случалось ранее. Но это не означает, что все заявленные показатели будут выполнены, – говорит он. – Возможно, многие из них слишком оптимистичны по сравнению с тем, что страна может вытянуть в реальности. В частности, оставлен небольшой “косметический” рост ВВП – несмотря на то, что экономика России будет падать».
Прогозируемая инфляция, по мнению аналитика, скорее всего будет чуть выше заявленной. Реалистичные цифры – это не 12% (как заложено в «параметрах»), а 15-18%.
Также эксперт БДГ обратил внимание на формулировку в Основных направлениях денежно-кредитной политики по поводу того, какой будет курсовая политика. Если в документе на 2014 год говорилось, что обменный курс рубля будет формироваться, «исходя из спроса и предложения», то в документе на 2015-й уже указано, что «динамика курса будет формироваться под действием фундаментальных макроэкономических факторов». «То есть в следующем году политику курсообразования уже не будут маскировать под свободный рынок», – говорит Вадим Иосуб.
Зампредседателя Объединенной гражданской партии, экономист Лев Марголин считает нереальными даже нынешние – весьма скромные – планы. По его мнению, прогнозные показатели на 2015 год ждет печальная судьба показателей на год текущий. «Я не говорю о росте ВВП (вернее сохранении объемов, потому что все, что меньше 1%, можно считать статистической ошибкой), если есть свободные склады для никому не нужной продукции, то ВВП можно накачивать и дальше, – считает Марголин. – Интереснее другие цифры. Во-первых, объем внешней торговли. Правительство, похоже, рассчитывает, что, несмотря на снижение цен на нефть и санкции против нашего основного торгового партнера, объем экспорта удастся сохранить. Во-вторых, планируемый рост реальных доходов означает, что зарплата должна вырасти не менее чем на 13-14%. Думаю, ни то, ни другое не реально».
С Марголиным согласен и руководитель «Центра Мизеса» Ярослав Романчук. Он, в частности, пишет: «Главе страны нужно показать электорату, что стратегия развития по пятилеткам все-таки нужна. Когда три года подряд ВВП балансирует близко к нулю (в 2012-м – 1,7% роста при прогнозе 5-5,5%, в 2013-м – 0,9% роста при прогнозе 8,5%, в 2014-м – около 1% роста при прогнозе 3,3%), то признаваться в рецессии экономики на четвертый год и при этом настаивать на правильности выбранного курса – это явный перекос».
Как считает Романчук, президент ждет подходящего момента для очищения правительства от пенсионеров – Михаила Мясниковича и Петра Прокоповича. Скорее всего, это будет приурочено к пику президентской кампании, то есть их уйдут осенью 2015-го. «Младореформаторы» в лице молодых руководителей Минэкономики, Минфина и Нацбанка ждут, когда их позовут. «От Мясниковича и Прокоповича они прекрасно усвоили главный урок номенклатурного выживания – “Не лезь вперед батьки в пекло”», – уверен глава «Центра Мизеса».
«Основные направления денежно-кредитной политики на 2015 год, бюджет и цифры прогноза на следующий год составлены так, как будто Россия, Украина и Евросоюз одним дружным голосом говорят Беларуси: “Друзья, давайте нам свои товары. А то у нас спрос растет, а наши производители разучились работать”», – иронизирует Романчук. Он считает, что в 2015 году зарплата в России может опуститься ниже $500, а белорусам нужно готовиться к зарплате $350-400 в месяц: «Сложно понять логику Совмина, который нарисовал на 2015-й рост располагаемых денежных доходов населения на 1,1-1,5%. Если искусственно не накачивать доходы и не держать на привязи курс, трудно будет не допустить падения реальной зарплаты».