Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Приватизация жилья: осталось полтора года

05.12.2014 общество
Приватизация жилья: осталось полтора года

С какими трудностями могут столкнуться граждане, пока еще не приватизировавшие жилье.

По данным МЖКХ, в нашей стране насчитывается около 360 тысяч неприватизированных квартир. Если наниматели этого жилья до 1 июля 2016 года не обратятся с заявлением о приватизации, то их квартиры перейдут в статус арендных. Почему до сих пор люди не приватизировали жилье, и с какими проблемами пришлось столкнуться тем, кто оформил приватизацию – в обзоре «БДГ».

Кто не попал в первую волну приватизации?

Принято считать, что не приватизировали жилье либо маргиналы, либо просто нерасторопные люди. На форумах иногда о таких высказываются с неким пренебрежением, мол, не подсуетились вовремя, все ждали у моря погоды. Но действительно ли все так просто?

Корреспонденту довелось пообщаться с тремя минчанами, которые, по их собственному выражению, «вскакивают в последний вагон». Асоциальных личностей среди них не было.

«Мои родители не очень ладили между собой, поэтому мама была против приватизации жилья, - рассказывает минчанин Виталий, много лет живущий в Москве. – Законы люди знали плохо, и маме казалось, что отец в приватизированную квартиру пропишет всех своих сельских родственников, подарит им, в конце концов, жилье и мы останемся ни с чем. Я уже давно работаю и живу в Москве. Год назад умер отец, и его родственники просто достали маму вопросом «каму хата застанецца». Теперь мама решилась на приватизацию, все финансовые расходы я беру на себя».

У Ирины Васильевны другая история: «Родилась я в 1944 году и воспитывалась в детдоме. Так всю жизнь одна и прожила. Сперва не планировала приватизировать квартиру, ведь некому ее оставить. С собой же не возьмешь ее, думала я, когда была моложе. Теперь мыслю иначе, и когда объявили, что приватизацию прикроют, решила все-таки выкупить квартиру. Какие-то пусть дальние родственники есть, вот с ними и буду договариваться, чтобы они меня досмотрели в обмен на завещание. Я узнала, что уплатив первый взнос, получив техпаспорт и свидетельство о регистрации имущества, квартиру можно завещать. А вот вариант обмена квартиры на место в интернате мне не подходит, потому что одномоментно вся сумма за приватизацию для меня неподъемна».

Слабое знание законов, семейные разногласия – вот, по большому счету, причины, по которым люди не приняли участие в первой волне приватизации.

«Сколько себя помню, а мне уже 39 лет, столько слышала разговоры о том, что наш дом идет под снос, - делится Алла. – Родители не могли достичь согласия на счет приватизации, все выгадывали, что лучше при сносе дома – приватизированная или государственная квартира. Так бесплатную приватизацию и проворонили. Недавно они вышли на пенсию и уехали жить в деревню в бабушкин дом. Городскую квартиру де-факто отдали мне. Признаться, я тоже долго размышляла: приватизировать или нет. По большому счету, собственник слабо защищен. Разговоры о сносе дома, скорее всего, мечта жильцов. Квартирки-то в нем неважные, послевоенной постройки, место не центровое. В очередной приезд родителей в Минск, решили все-таки идти в администрацию и подавать документы на приватизацию. Очень интересно, сколько же нам насчитают за наше жилье-старье».

Куда убежал «бегунок»?

«В 1999 году мой отец как основной квартиросъемщик занялся приватизацией жилья, - вспоминает 40-летняя Марина. – Теперь я все смутно помню, но куда-то мы ходили всей семьей, ставили подписи в бумагах. Помню суету с чеками «Жилье». Вместе с отцом ходила в сберкассу, и он доплатил две тысячи рублей, чтобы выкупить квартиру. Оказывается, на нашу двухкомнатную квартиру не хватило чеков четверых работающих человек. В общем, отец решил, что раз он все заплатил, значит, квартира уже наша. Какие еще нужно оформить документы, никто ему не сказал. Ну, а мы полностью полагались на него. В 2010 году папа умер. И вот тогда-то выяснилось, что квартира не приватизирована. Еще через год мы нашли документы: акт оценочной стоимости - приложение к договору передачи квартиры в собственность граждан, квитанцию из сберкассы, выписку из протокола заседания районной администрации. Как водится, написали письма чиновникам: так мол и так, хотелось бы завершить процесс приватизации.

Если кратко, то ответы свелись к тому, что вышли сроки, что наши ранее засчитанные чеки не перерегистрированы, что, в конце концов, с учетом деноминации уплаченная сумма на сегодняшний день составляет ноль. Чеки тоже где-то растворились. И поэтому если мы намерены приватизировать жилье, то должны это делать с чистого листа. Особенно циничной мне показалась в одном из ответов фраза о том, что отцу должны были дать «бегунок» с пошаговой инструкцией по приватизации.

Вспомним конец 90-х! Чиновники разговаривают сквозь зубы, если нужно написать какое-то заявление, то идешь со своей бумагой и желательно взять про запас, оргтехники мало, а мне пишут про какой-то «бегунок». Его и по сей день не дают, хотя уже и нет дефицита бумаги и техники. Знаю точно, потому что мы сами по второму кругу оформили приватизацию, только «бегунок» нашли в прессе, а наша пожилая соседка в 2011 году один срок пропустила, именно потому, что никто ничего ей не объяснял.

В прошлом году она попросилась к нам «прицепом», потому что боялась снова что-то не запомнить, перепутать. И не нужно говорить, что сама она виновата. Она после ФЗУ работала на производстве, создавал те блага, которыми мы и сегодня пользуемся. Да, учиться было некогда. Но чиновники могли бы с уважением отнестись к пожилому человеку, помочь, подсказать и составить пресловутый «бегунок».

Приватизация жилья провоцировала конфликты между родственниками, которые рассматривалась в судах. Вот и в семье Марины идет жаркий спор: обращаться ли в суд и пытаться восставить справедливость с зачислением чеков и доплатой или продолжать платить повторно за приватизацию квартиры.

Гладко было на бумаге

«Признаюсь, даже не вспомню, почему родители в свое время не приватизировали жилье и даже не переоформили чеки. В общем, теперь мне пришлось этим заниматься, - рассказывает 43-летняя Ольга. – Весной прошлого года вместе с 18-летней дочерью и свидетельством о рождении младшего сына пошли в районную администрацию, отстояв в электронной очереди два часа. Написали заявление, взамен получили бумажку с информацией когда и куда обращаться за решением. Через месяц пришла в отдел жилищной политики, там мне дали квитанцию с суммой первого взноса.

Решение о приватизации было принято в первых числах мая, а первый взнос сказали заплатить в декабре. Я возмутилась: как так, пишут, что год можно платить, а тут требуют через 7 месяцев. Я – учитель, дочь – студентка, сын – школьник, алименты скромные, мне эти 7 миллионов собрать – та еще задача. Но чиновница ничего толком не объяснила, мол, платите до 31 декабря, а то не успеете приватизировать. Позже я написала письмо в администрацию, мол, разъясните: до какого числа я должна оплатить.

Пришел ответ, что решение принято такого числа, соответственно, на процедуру у меня есть год. За две недели до указанной даты я оплатила эти 7 миллионов и пошла с квитанцией и детьми к нотариусу. Она сказала, что нужен документ их администрации. Примчались в «одно окно», получили. Видела там бьющуюся в истерике женщину, которая не знала, что за этой бумагой должны одновременно прийти все, кто участвует в приватизации, а ее тоже поджимали сроки и муж - в командировке, мать в - больнице.

Пока нотариус оформляла договор, пошли в банк оплатить госпошлину. В электронной очереди стояло 145 человек! Когда в обмен на квиток нотариус не отдала договор, а сказала, что подпишет его через три дня, я чуть в обморок не упала, потому что последний день приватизации наступал завтра. Но нотариус утешила, что раз мы сегодня оформили у нее документы, значит, успели.

И предупредила, что в течение трех месяцев после подписания договора нужно успеть в БРТИ, чтобы оформить техпаспорт на квартиру. Хотя об этом и было написано в документах, но все-таки она еще и напомнила. В районной администрации, увы, никто не информировал о следующем шаге. Вы скажете, читайте сайты, прессу – там все есть. Но знаете, написано всегда все гладко, а как начнешь делать… Вот и за техпаспорт по телефону мне сказали одну сумму, а в реальности она оказалась заметно меньше. Может, кому-то все равно: 300 или 200 тысяч, а для меня существенно. С мая месяца выплачиваю ежемесячно, как написано в обязательстве об оплате не позднее 20 числа небольшую сумму. Рассрочку я оформила на 30 лет. В специальную тетрадку записываю дату оплаты, номер квитанции, сумму. Сами квитанции тоже храню, а то мало кто из чиновников что-нибудь перепутает или потеряет».

К слову, акт оценки стоимости квартиры Ольга и по сей день не получила. За что ей начислили более 70 миллионов, она не знает. Но, по словам женщины, «спасибо, что не больше».

Между тем вопросов об адекватности оценки жилищного фонда накопилось столько, что 13 ноября Александр Лукашенко подписал указ № 524«О приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда», значительно улучшающий положение граждан.


Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]