Карьера Эммануила Зельцера испорчена ложными обвинениями. Дело о тайном завещании закончилось закрытым судебным заседанием и приговором. США настаивают на возвращении юриста в страну из-за проблем со здоровьем.
Один из наиболее влиятельных олигархов России Бадри Патаркацишвили оставил многомиллиардную бизнес-империю после своей смерти от сердечного приступа в Англии 12 февраля прошлого года.
Единственное, чего он не оставил, это завещание, утверждает его семья.
Через два дня малоизвестный нью-йоркский юрист Эммануил Зельцер появился на похоронах и рассказал скорбящей вдове, что ее муж написал тайное завещание и назначил его поверенным, а своего сводного двоюродного брата из Флориды исполнителем завещания.
Такие новости, равно как и последующие события, шокировали семью.
В течение следующего месяца Зельцер и его сводный брат искали доступ к инвестициям олигарха по всему миру. Родственники покойного обратились в федеральный суд США, обвиняя двух американцев в попытке незаконно присвоить имущество по поддельным документам.
Потом Зельцер улетел (или был похищен) в Беларусь, бывшую советскую республику. Его сразу же арестовали и обвинили в коммерческом шпионаже и использовании поддельных документов для завладения имущества обманным путем. Он не признал обвинений, но на закрытом судебном заседании был приговорен к трем годам тюремного заключения, которое сейчас и отбывает.
История о том, как Зельцер оказался в исправительной колонии №15 в восточной Беларуси, это намного больше чем судебное дело. Это ужасающая история об американском юристе, который раньше боролся с обвинениями в использовании подложных документов и сейчас оказался впутанным в дело, которое может стоить ему жизни.
Поэтому это ситуация вызвала озабоченность у официальных властей США.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон, по словам ее пресс секретаря, «обратила пристальное внимание» на Зельцера и добивается его немедленного освобождения по медицинским показаниям. 12 членов Конгресса написали правителю Беларуси обращение, выражающее их «крайнюю озабоченность». Правозащитная организация Amnesty International призывает освободить Зельцера из соображений гуманности.
«Это достойно пера Достоевского, – говорит старший брат Зельцера Марк, пианист. – Тут есть все – и деньги, и политика!»
История жизни Зельцера как будто взята из романа. Он родился в Сибири в 1953 году, куда его семья была сослана на рудники, позже учился в школе в советской Молдове.
Судя по материалам американских судов, Зельцер не учился на юридическом факультете, как он сам часто утверждал, не имеет юридической степени и его диплом подделан. В действительности он учился в консерватории по специализации фортепиано.
В 1974 году, когда ему было 21 год, он был в числе той первой группы советский евреев, которым разрешили эмигрировать.
Приехав в Техас, он мыл столы в Burger King. Позже его семья также перебралась в Америку, и они переехали в Нью-Йорк, чтобы попробовать себя в бизнесе. На него подавали в суд по крайней за мошенничество по мере три раза.
По самому серьезному из дел суд присяжных в Нью-Джерси постановил, что он незаконно завладел медицинской клиникой, и обязал выплатить два миллиона долларов.
К тому времени Зельцер уже решил быть юристом.
«Юристы всегда говорят, что перезвонят, и никогда не перезванивают, – объяснял он своему брату Марку. – Я тоже хочу так делать. Только юристы могут себе такое позволить».
Несмотря на отсутствие образования, он был принят на практику в адвокатуру штата Нью-Йорк в 1990 году, как раз в то время, когда Советский Союз начал разваливаться. Он нашел доходную нишу, в которую также ринулись российские компании.
В 1993 году Зельцер стал работать в Нью-Йорке на «Инкомбанк», второй по величине банк России. Через два года он подал в суд на банк против своего увольнения из-за разоблаченного мошенничества и воровства.
«Инкомбанк» подал встречный иск на Зельцера, обвиняя его в использовании служебного положения для «хищения около 6 миллионов долларов с инвестиционных счетов». Глава банка заявил в показаниях, что Зельцер это «жулик, для которого подделка документов – обычное дело». Инкомбанк развалился в 1998 году, и судебное дело заглохло.
В следующем году Зельцер стал главным источником для репортеров и следователей ФБР, которые пытались распутать схему отмывания десяти миллиардов долларов русской мафией в Банке Нью-Йорка. Зельцер позиционировал себя как эксперта в российской организованной преступности.
В 2000 году «New York Times» сообщила, что предоставленные Зельцером документы оказались подделкой.
Зельцер заявил, что все обвинения в его адрес являются попытками русской мафии заставить его молчать. После этого он надолго исчез из поля зрения СМИ и появился только в прошлом году.
Когда 52-летний Патаркацишвили умер, Зельцер позвонил своему бывшему коллеге и сводному двоюродному брату олигарха Джозефу Кею, проживающему во Флориде.
Вместе они полетели в Лондон и сообщили вдове и ее юристам про документы. Они потребовали предоставить им доступ к счетам компаний по всему миру. Кей получил контроль над грузинской телекомпанией и затем продал ее.
В ответ на это, семья миллиардера подала иск в суд Манхеттена защищая свое имущество. Они заявили, что документы, предоставленные Зельцером, являются поддельными, отмечая, что некоторые из них были якобы подписаны олигархом в Нью-Йорке, хотя он отсутствовал в это время в городе.
В начале марта прошлого года Зельцер несколько раз встречался в Лондоне с Борисом Березовским, бывшим деловым партнером Патаркацишвили. Березовский был на стороне вдовы грузинского олигарха, но Зельцер предложил ему втайне разделить большую часть наследства между ними, а семье отдать всего 15%, говорится в документах американского судебного дела. Березовский отверг предложение.
11 марта, ужиная с Березовским в ресторане, Зельцер сообщил своему брату Марку по телефону, что прилетит к нему в гости в Майами. Вместо этого он на рассвете прибыл на частном самолете Березовского в Минск, где прямо в аэропорту был арестован сотрудниками КГБ Беларуси.
Несмотря на официальные обращения, белорусские власти отказали американским дипломатам в посещении закрытого судебного заседания, сославшись на тайну следствия.
Остается непонятным, был ли Зельцер похищен, или прилетел в Беларусь добровольно. В своих показаниях он предполагает, что его заставили принять наркотики.
Он рассказал, что Березовский пытался убедить его поехать в Беларусь. «Потом он предложил мне кофе», – утверждает Зельцер. Следующее, что он помнит, это то, как он очнулся в самолете при посадке в Минске.
Адвокаты Зельцера утверждают, что Зельцера похитили или завлекли в самолет обманом. Березовского и его британских поверенных они объявляют в инспирировании ареста с целью захвата наследства Патаркацишвили или заключения контрактов на консультационные услуги в Беларуси.
В тюрьме состояние здоровья Зельцера, страдающего диабетом, артритом и стенокардией, опасно ухудшилось. Врач Альберт Бенчаббат, нанятый братом Зельцера, провел осмотры пациента в июне и январе и отметил, что состояние здоровья адвоката значительно ухудшилось.
Бенчаббат сказал, что сотрудники тюрьмы не выдают Зельцеру лекарства. Присланные из Америки, и предупредил, что он может умереть в любой момент, если юриста не отправят в США для проведения операции на сердце.
Белорусские власти не выказывают ни малейшей снисходительности. Натянутые отношения с Вашингтоном не помогают.
Прошлой весной авторитарный правитель Александр Лукашенко выслал 30 американских дипломатов из страны, в том числе и посла США, после того как США ужесточили экономические и дипломатические санкции в ответ на фальсифицированные выборы, коррупцию и нарушения прав человека.
В Минске осталось только пять американских дипломатов. Сотрудник посольства посещал Зельцера восемь раз, процесс получения разрешения занимает несколько недель, и сотрудники КГБ наблюдают за каждой встречей.
«Мы сказали белорусским властям, что освободить Зельцера очень важно, принимая во внимание проблемы со здоровьем», – заявил Временный Поверенный в делах США в Беларуси Джонатан Мур в телефонном интервью. – «Его дальнейшее содержание в тюрьме может усложнить и без того трудные двухсторонние отношения».
Олег Кравченко, временный поверенный в делах Беларуси в США, настаивает на том, что его правительство действует правильно. Он заявил, что «судебный процесс по делу Зельцера отвечал белорусскому законодательству» и «консулу были разрешены несколько посещений. Это все что мы обязаны были делать, и мы это сделали».
Дмитрий Горячко, белорусский адвокат Зельцера, посещает его два раза в неделю. Он не может приносить собой газеты, книги и лекарства, и каждая встреча проходит под наблюдением сотрудников КГБ. В телефонном интервью после последнего посещения юриста Дмитрий Горячко казал, что Зельцер страдает от постоянных болей и стресса.
«Он удручен только одной мыслью – тем, что состояние его здоровья может настолько ухудшиться, что он не переживет тюремного заключения», – сказал адвокат.
Перевод -- пресс-центра Хартии’97