Официальный Минск навязывает Евросоюзу свой формат и повестку «диалога».
10 декабря министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей встретился в Минске с делегацией политических директоров внешнеполитических ведомств стран-участниц Вышеградской группы — Словакии, Венгрии, Польши и Чехии. Официальной информации о содержании и значении данной встречи в официальных источниках очень мало, поэтому charter97.org поинтересовалась мнением о ней политического обозревателя Романа Яковлевского.
— Сам факт приезда делегации такого представительного уровня в Минск может свидетельствовать о том, что уровень диалога с официальным Минском групп стран-членов Евросоюза, в данном случае — в формате Вышеградской группы — повышается. И такое впечатление, что этот уровень может в ближайшее время еще повышен. Не исключено, что в следующем году могут состояться визиты и глав внешнеполитических ведомств, в частности тех стран, руководители политических департаментов которых приезжали сейчас. По иерархии эти чиновники находятся где-то в первой пятерке руководства ведомства, а это уровень достаточно высокий, учитывая отношение к режиму Лукашенко в Европе.
— Чем руководствуется Евросоюз в своих действиях?
— Это свидетельствует о том, что диалог будет продолжаться и расширяться, и, к сожалению, базовые ценности Евросоюза будут не на первом месте — я говорю о правах человека и так далее. Приходится признать, что официальному Минску удалось навязать приемлемый именно для него формат и смысл этого диалога. А именно, исключительно торгово-экономические вопросы. Что касается гуманитарных — да, в общем, это звучит в виде темы образования и так далее, а что касается темы политзаключенных, то по моим сведениям, они упоминались во время контактов с Макеем в МИДе, но не в достаточно ясном контексте. Прямо о них не говорили. Мы знаем, что официальный Минск не признает наличия политзаключенных, и в неких иных формах они могли называться по-другому, но в общем эта тема из приоритетов уходит, если уже не ушла. Она точно уже далеко не на первом месте, как это было еще недавно. В разговорах с белорусскими чиновниками, европейские чиновники используют такую формулировку: не «политзаключенные», а «лица, которых мы считаем политзаключенными». Им, я думаю, так в ответ и говорят: мол, ну, а мы не считаем!
— Неужели так сильно повлияла ситуация в Украине?
— Думаю, украинская ситуация повлияла в достаточной мере. Можно предположить, что за счет украинской темы удается убеждать европейцев в том, что гарантом независимости белорусского государства является именно Лукашенко. Что вызывает серию вопросов у оппонентов режима и оппозиции. И диалог идет в приемлемом для белорусских властей русле.