Государственному таможенному комитету запретили брать штрафы в валюте, а также накладывать арест на валютные средства нерезидентов в счет обеспечения этих штрафов.
Брать штрафы в валюте за нарушение таможенного режима ГТК мог всегда. Это вполне логично, так как многие иностранцы, покидающие нашу страну и попавшиеся на нарушении таможенного режима, просто не имели при себе белорусских рублей. Кроме того, комитет мог накладывать арест на валютные средства нерезидентов для обеспечения уплаты штрафа, что тоже понятно: неважно, какая валюта, главное, чтобы нарушитель заплатил штраф, напоминает «Ежедневник».
Однако с 1 марта ГТК больше не может брать штрафы в валюте и накладывать арест на валютные средства нерезидентов (физических и юридических лиц) в счет обеспечения штрафов. Запрет на проведение валютных операций со штрафами был наложен Советом министров по настоятельной рекомендации Национального банка. Как пояснил пресс-секретарь Нацбанка Анатолий Дроздов, рекомендация была направлена в Совмин в связи с мероприятиями по дедолларизации белорусской экономики и «укрепления авторитета белорусского рубля».
Однако в ГТК поддержанную Совмином рекомендацию Нацбанка встретили с недоумением. Как пояснили таможенники, работающие в пунктах пропуска, у любого госоргана или предприятия, работающих с нерезидентами, должна быть возможность работать с валютой. Иначе это создает новые, совершенно ненужные трудности как для самих сотрудников ГТК, так и для нерезидентов (физических и юридических лиц).
Так, теперь, чтобы выполнить требование Нацбанка, таможенник должен будет уговорить нарушителя, не имеющего белорусских рублей, пойти в обменный пункт и поменять свои валютные средства. При этом механизмов, которые могли бы заставить это сделать, не существует. Получается, если у нарушителя нет белорусских рублей, он может предложить таможеннику заплатить штраф в долларах, однако таможенник не имеет права их взять. И тогда тот вполне может послать всех куда подальше, причем это не будет считаться отказом от уплаты штрафа.
В итоге совершенно непродуманный запрет привел к тому, что сотрудники ГТК стали зависеть исключительно от доброй воли нарушителя, что само по себе нелепо. Зато цель благая: укрепление авторитета белорусского рубля и дедолларизация экономики!