Декан факультета, на котором училась Татьяна Шапутько, признался, что у него и его коллег-профессоров и у самих есть что предложить «Восточному партнерству».
Ситуация с Татьяной Шапутько, которую отчислили с юридического факультета БГУ, находится под контролем министров иностранных дел стран Евросоюза. На днях в ходе встречи руководителей внешнеполитических ведомств стран «Восточного партнерства» с представителями 27 стран ЕС свое негативное отношение к истории с Татьяной выказал министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт. В то же время студенты БГУ собирают подписи в поддержку девушки, а известные белорусские политики, правозащитники и общественные деятели создали оргкомитет в ее защиту.
Но декан юридического факультета БГУ Сергей Балашенко считает, что отчислили Татьяну правильно.
«Если бы вы, например, несколько дней не появлялись у себя на работе, а перед этим вас привлекали к административной ответственности, у вас было привлечение к дисциплинарной ответственности, и своему работодателю вы бы дали объяснение, что вы намеренно и сознательно решили не выходить на работу — сколько бы вы дней еще проработали бы?», - спросил он у журналистов «Еврорадио»
И признался, что решиться отчислить студентку, деканату было совсем не просто.
«Чтобы принять решение об отчислении, перед этим эти вопросы сильно дискутируются. И если принимается такое решение, это, безусловно, для нас неординарное событие. Это — судьба человека», - сказал Балашенко.
И не надо, говорит он, отчисление Татьяны связывать исключительно с ее участием в гражданском форуме и поездкой в Брюссель. Тем более, что, по словам декана, ничего сложного в том, чтобы получить разрешение на поездку, нет. Она же этого не сделала принципиально.
«Необходимо написать заявление, согласовать эту поездку — и все! Если требуется выплата командировочных расходов, тогда, безусловно, процедура усложняется и продлевается. Поскольку необходимо согласование с бухгалтерией и управлением международных связей. Но если вы решите целенаправленно и напишете в своем объяснении, что не хотели ничего ни с кем согласовывать, то, безусловно, реакция совсем другая».
Татьяна Шупутько действительно свою поездку с деканатом не согласовывала. Но, по словам девушки, делала это не потому, что просто не хотела ничего ни с кем согласовывать.
«При формировании списка делегатов Еврокомиссия зашифровала каждого участника. Нас было в делегации 26 или 27 человек, и никто теоретически не знал, кто еще едет из Беларуси. Еврокомиссия стремилась обеспечить максимальную защиту каждого участника. Было глупо писать в Министерство образования и просить разрешения на поездку в Брюссель — я была уверена на 90 процентов, что мне откажут. И я не могла ставить под угрозу срыва свое участие в форуме», - говорит Татьяна.
То, что отказываться от участия в форуме такого уровня нельзя, согласен и декан факультета Сергей Балашенко. Но из его слов следует, что ехать туда должна была не Татьяна, а кто-то более представительный.
«Безусловно, мы поддерживаем «Восточное партнерство». Хотим, чтобы и профессорско-преподавательский состав участвовал в этих проектах, и студенты. К тому же у нас уже подготовлен проект гармонизации законодательства Республики Беларусь и Евросоюза, касающегося экономических отношений, экономического права. И это только позитивно рассматривается», - уверяет он.
Несмотря на весь позитив, Татьяну Шапутько из университета отчислили. Официально — за нарушения правил внутреннего трудового распорядка, для студентов — за прогулы. И то, что формально чиновники правы, признает даже юрист Белорусского Хельсинкского комитета Гарри Погоняйло. Но, говорит, мера наказания, выбранная в отношении Татьяны, не соответствует нарушению.
«Формально закон они соблюли. И мы этого не отрицаем. Но мы сейчас настаиваем на том, чтобы администрация предоставила документы, свидетельствующие о подходах администрации: почему они признали это очень грубым нарушением правил внутреннего распорядка, за которым было отчисление? Она все-таки хорошо училась. В чем проявилось это нарушение, характер нарушения, тяжесть его — ничего не написано. Поэтому необходимы документы, касающиеся того, как администрация оценивает ее поступок и почему была выбрана крайняя мера воздействия — отчисление», - говорит юрист.
Декан факультета утверждает, что положительное решение насчет восстановления Татьяны на учебе будет зависеть от нее и от ректора БГУ. Правда, отказался объяснять, что это означает и что должна сделать девушка, чтобы ректор согласился на ее восстановление. Сама же Татьяна рассказала, что ей сделали один намек на то, что надо сделать для этого.
«Мне сто раз советовали замять шумиху и тот резонанс, который развернулся вокруг этого события. Мол, тогда у университета будет возможность что-то изменить», - сообщила девушка.
Но Гарри Погоняйло категорически советует именно этого и не делать. По словам юриста, только общественный и политический резонанс как в самой Беларуси, так и за ее пределами могут заставить чиновников принять решение о восстановлении Татьяны в университете.