Друга Лукашенко — российского олигарха Дмитрия Мазепина — обвиняют в рейдерстве.
С новой силой началась корпоративная война вокруг «Тольяттиазота». Теперь глава совета директоров компании Сергей Махлай открыто обвинил владельца «Уралхима» Дмитрия Мазепина в рейдерстве и в угрозах уголовного преследования.
«Разногласия с этим миноритарием (Мазепиным – прим. редакции) переросли в сами видите что. Раньше мы решали корпоративные споры там, где положено – в арбитражных судах, то был джентльменский поединок. Но они решили перейти к силовым методам, их цель – рейдерский захват предприятия», – заявил журналистам господин Махлай. «Как видите, по нам бьют из тяжелых орудий: возбуждаются уголовные дела, безостановочно ведутся допросы менеджеров компании, обыски в офисах. Это мешает стабильной работе предприятия и дестабилизирует коллектив», – дополнил Малахай.
В планах Дмитрия Мазепина было даже не участие в управлении, а установление полного контроля над активом 75-летнего Махлая.
В конце 2011 года «Уралхим» обратился с заявлением в правоохранительные органы. 10 февраля 2012 года следственный отдел по городу Тольятти СУ СКР по Самарской области возбудил уголовное дело «по факту воспрепятствования» ОАО «ТольяттиАзот» доступу миноритарного акционера к документам компании. Эти действия, по мнению представителей «Уралхима», привели к тому, что компания не смогла выполнить свои договорные обязательства перед другими партнерами, в частности, якобы была сорвана сделка с «БелпортИнвестментс Лимитед» по продаже последней в августе 2011 года 9,74 % акций компании за 203,2 млн долларов. Спустя восемь месяцев обвинение по ч. 1 ст. 185.4 УК РФ («Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг») было предъявлено начальнику юридической службы тольяттинского холдинга Андрею Кинчарову и его подчиненному Евгению Муратову. Однако в итоге следователи так и не смогли передать дело в суд, и в ноябре 2013 года оно было прекращено «за отсутствием состава преступления».
В 2012 году миллиардер Дмитрий Фирташ «перекрыл» аммиакопровод крупнейшему российскому производителю аммиака «Тольяттиазот». Тольяттинцы практически остановили производство из-за прекращения транспортировки аммиака, вызванного действиями «Укртрансаммиак».
Как потом выяснилось, делалось это в целях давления на «Тольяттиазот», чтобы «Уралхим» Дмитрия Мазепина смог приобрести актив. Происходящее вполне укладывалось в стратегию Дмитрия Фирташа, собственника крупнейшего в Украине химического холдинга Ostchem. Отметим, что в тот период компания официально договорилась о совместном использовании аммиакопровода с российским предпринимателем Аркадием Роттенбергом и Дмитрием Мазепиным. И никакой политике в бизнес-играх еще не было…
Отметим, что ситуация обострилась: в ноябре этого года бизнесмен Дмитрий Фирташ мог стать жертвой покушения!
Кстати, «Уралхим» так же в 2012 году начал атаковать «Тольяттиазот» в судебной плоскости. Ситуация резко обострилась в феврале этого года, когда юристам компании удалось инициировать и запустить ряд новых процессов.
Уже в начале января 2014 года Следственное управление Следственного комитета РФ по Приволжскому федеральному округу, по заявлению «Уралхима», возбудило еще одно уголовное дело в отношении господина Королева. Дело было возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 201 УК РФ («Злоупотребление полномочиями»). Евгений Королев, по версии следствия, по заниженной цене продал актив ТоАЗа – производство метанола с земельным участком. Позже два дела в отношении Евгения Королева были объединены в одно производство. Следствие по этому делу в настоящий момент продолжается.
Повторное обвинение?
По информации ряда СМИ, в начале 2000-х Мазепин работал заместителем председателя Российского фонда федерального имущества (РФФИ). По слухам, Дмитрий Мазепин достаточно близко сошелся с главой РФФИ Владимиром Малиным.
Отметим, что господин Малин (подобно Мазепину) был очень падок на деньги. Говорят, что он пошел на негласный союз с будущим «химическим олигархом» и за щедрые барыши стал помогать его структурам выигрывать тендеры по продаже государственных активов.
Есть версия, что именно тогда Мазепин сумел «захватить» крупное химическое предприятие «Азот». Но «Азота» Мазепину было явно мало, и он обратил свой взор на Кирово-Чепецкий химкомбинат.
Его приватизация пришлась на 2004 год. Именно тогда Мазепин чудесным образом обыграл «Газпром» на аукционе по продаже госпакета акций Кирово-Чепецкого химкомбината (КЧХК): он достался неизвестному ЗАО «Финтрастком», действовавшему в интересах Мазепина. В «Газпроме» были уверены, что Мазепин заранее знал, сколько готовы отдать соперники, и подготовился.
Мазепин, по мнению экспертов, фактически плюет на экологию, так как его предприятия своей деятельностью разрушают природную среду в любом регионе, где они находятся. Вот и недавно выяснилось, что на химически опасном производстве вблизи Москвы (а именно на ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» – прим. ред.) «Уралхим» использовал труд неквалифицированных нелегальных мигрантов, способных привести предприятие к «техническому коллапсу» и допустить серьезные аварии, из-за чего воздух Москвы мог в любую минуту быть отравлен вредоносными парами серы.
Стоит вспомнить и то, как Мазепин в 2009 году довел до остановки подмосковный завод «Воскресенские минеральные удобрения», принадлежащий холдингу «Уралхим».
В доле с Лукашенко?
Если верить авторитетному политологу Станиславу Белковскому, то это именно Мазепин, который ранее позиционировался чуть ли не как теневой кассир Александра Лукашенко, ранее добивался контроля над нефтехимической отраслью Беларуси! А это тоже повод, чтобы Мазепин ратовал за восстановление «торгового союза» «Уралкалия» и «Беларуськалия». Более того, поговаривают, что Мазепин с помощью калийных сделок сможет «проворачивать» деньги, принадлежащие правителю Беларуси.
Любопытно, что, согласно информации авторитетного белорусского портала «Хартия'97» и ссылающихся на него СМИ, Александр Лукашенко в тайне хранил в кипрских банках BankofCyprus и LaikiBank 3 млрд долларов, подконтрольных ему и его окружению.
Однако, по данним «Новой Газеты», именно группа «Уралхим» и является формальным собственником замороженных на Кипре 3 млрд долларов, которые на самом деле принадлежат Александру Лукашенко.
Более того, журналисты утверждают, что сейчас «средства, зависшие на Кипре, пытаются перевести в Латвию, где у подконтрольной Мазепину группы «Уралхим» есть и крупный бизнес, и связи в политической элите». Ведь именно в Латвии базируется компания UralchemTrading SIA, занятая продажей минеральных удобрений через рижский порт.
Отметим, прибыль «Уралкалия» упала за прошлый год на 58 % до «дьявольских» 666 миллионов долларов. Руководство компании во главе с господином Мазепиным утверждает, что это произошло не из-за «калийной войны», в которую «Уралкалий» был вовлечен в течение второго полугодия, а из-за неправильной стратегии, которую прежние владельцы и их менеджмент осуществляли в начале года.
В конце этого года стало понятно, что баталия вокруг «Тольяттиазота» возобновляется, и для господина Мазепина это может плохо закончиться.
Николай Поликарпов, The Moscow Post