Вместо проведения новой экономической политики, власти повесили очередную «удавку» на шею населению.
Экс-глава Нацбанка Станислав Богданкевич пояснил charter97.org, почему «черную пятницу» нельзя назвать классической девальвацией и пояснил, почему власти ввели 30%-ный налог на покупку иностранной валюты.
— Это означает желание власти не допустить скупки населением твердой валюты. Я не понимаю этих шагов и считаю введение этого налога неправильным, потому что это делается во вред людям. Ведь люди всего лишь хотят сохранить стоимость товаров в условиях недоверия к белорусскому рублю. Поэтому надо принимать другие меры, чтобы успокоить население. Это очередной налог на добропорядочных граждан.
— Почему было принято ввести такие жесткие меры? Ведь все экономисты, включая вас, неоднократно предупреждали о том, что рубль удержать не удастся.
— Все происходящее с экономикой Беларуси — последствия нефтеторгового кризиса в России. Но ведь могли же быть другие шаги, нужно проводить новую торгово-экономическую политику, жестко сокращать рублевую денежную массу, то есть, прежде всего — не допускать кредитование неэффективных государственных объектов и кредитование выпуска продукции, которая идет на склад и не находит сбыта на внешнем рынке. Надо принимать меры по снижению издержек, по повышению цен, надо не подвязывать всю торговлю к России. У нас нет мирового экономического кризиса! Ведь ВВП во всем мире потихоньку растет. Мир не в кризисе, Россия в кризисе! Почему мы допустили такую ситуацию, кто виновен в том, что мы излишне зависим от России в финансово-экономическом плане?
— Многие, глядя на Россию с ее обвальной девальвацией, ждали подобного и у нас.
— Курс мог бы расти небольшими, я имею в виду, не обвальными темпами, если бы власти внятно сказали общественности что они делают для стабилизации экономической ситуации. Но они же этого не делают. Я полагаю, что белорусский рубль у нас переоценен процентов на 10, поэтому девальвация возможна, но не такая, как в России, где их рубль обесценился в два раза. У нас рубль обесценивался уже много раз — так почему мы не сделаем выводов из того, что у нас было? Нужно снова девальвировать. Я не сторонник обвальной девальвации, а выступаю за то, чтобы была принята комплексная программа реформ в связке с небольшой девальвацией национальной валюты.
— То есть, вы считаете, что доллар не подскочит к Новому Году до 20 тысяч, чего многие ожидают?
— Я не думаю, что до Нового года курс обвалится. Он будет в рамках 11 тысяч. Хотя может, стоило бы уже опустить курс до 12 тысяч на сегодняшний день. Да, фактический курс продажи сейчас составляет более 14 тысяч за доллар, но 30% из них — это налог, причем этот налог распространяется только на население, только на ту его часть, которая покупает валюту, а ведь та часть людей, которая имеет эту валюту в кошельках или во вкладах, она ведь не может ее продать по новому курсу. Поэтому это не классическая девальвация, а все-таки именно налог.