Бизнес-ассоциации Беларуси требуют официально девальвировать рубль 1 января 2015 года.
Они советуют правительству принять экстренные меры для урегулирования ситуации на валютном рынке. Соответствующее письмо от бизнес-союзов уже направлено заместителю премьер-министра Петру Прокоповичу, который убаюкивает народ речами перед каждой девальвацией. О самочувствии бизнеса в новых условиях, вымывании валютным сбором оборотных средств предприятий и резком снижении их прибыли сайту eurobelarus.info рассказал председатель Ассоциации малого и среднего предпринимательства, юрист Сергей Балыкин.
- Бизнес-союзы направили письмо правительству, Нацбанку и президентской администрации, чтобы выразить позицию деловых кругов насчет девальвации и внести свои предложения по преодолению кризиса в экономике. Принимала ли в этом участие ваша ассоциация?
- Нет, но мы обозначили нашу позицию ранее - через прессу. Скажу, что для бизнеса, особенно, для небольшого, ситуация действительно близка к критической. Хотя, для большого бизнеса, в том числе и банковского, ситуация тоже складывается не лучшим образом. У крупных экспортеров вымывают оборотные средства.
Но, как гласит народная мудрость, пока толстый сохнет, худой сдохнет. Так что для малого бизнеса ситуация сейчас, в общем-то, пугающая. И единственное, что спасает - это рождественская и новогодняя суета. Александр Лукашенко подписал свой указ №607 20 декабря, когда озабочены корпоративами все те, у кого есть средства, а у кого средств нет - домашними делами.
Единственные, кто сейчас торгует - это розничные торговцы, но им немножко проще, поскольку они продают уже ввезенный в Беларусь товар. Индивидуальные предприниматели также сейчас торгуют, поскольку к ним нет твердого требования иметь товаросопроводительные документы на продукцию. Они еще могут привозить товар под свои остатки без накладных, приобретая его за наличные деньги, а саму валюту - на черном рынке. Поэтому, понятно, что рынки пока работают.
А, допустим, небольшие импортеры заявляют о каких-то мерах, позволяющих им осмотреться. Они приостанавливают свою деятельность для того, чтобы посмотреть, чем все это дело закончится. Если нынешняя ситуация на валютном рынке продержится достаточно долго, кто-то уйдет с рынка, кто-то разорится, а кто-то будет работать по серым схемам и потом получит санкцию.
- На ваш взгляд, факт девальвации беларусские власти не признают именно в связи с предстоящими выборами?
- Лично мне кажется, что это связано с избирательной кампанией Александра Лукашенко. Для него девальвация - это болезненно. Может быть, есть даже какая-то психологическая травма. А почему нет? Человек считает, что чего-то добился. А тут - бац! - оказывается, что не добился. Не хочет он признавать девальвацию - это факт, хочет рассказывать народу сказки.
Ну, сделал глупость человек - пошел на введение 30%-ного сбора. Вроде, как и цена валюты возросла, но формально курс не вырос. Не знаю, поверил ли ему народ, но президент объяснил ситуацию тем, что есть враг - спекулянты, скупщики валюты. И, по его мнению, он принял «верное рыночное решение» ввести этот сбор, хотя позиционирует решение как временное.
Непонятно, что это: побор, не побор? Получается какая-то непрозрачная ситуация. Ведь посмотрите, в соответствии с этим президентским указом, уплата налога при покупке иностранной валюты не относится на себестоимость продукции, товаров, работ или услуг. То есть, этот налог нужно платить за счет чистой прибыли, а это - дополнительные расходы для субъектов хозяйствования. Вначале заплати налог на прибыль, а потом еще - 30%-ный налог на приобретение валюты на бирже. В общем, много неприятных моментов, как для крупного, так и для малого бизнеса. У последнего есть возможность поработать в тени, но она чревата санкциями со стороны правоохранительных органов.
Ведь как у нас было в 2011 году? Денег нет, а рассчитываться надо. Народ побежал по «помойкам» - по «финкам» этим, покупал валюту, как-то переводил и рассчитывался с партнерами. Речь даже не шла об уклонении от налогов. А в 2012-2013 годах пошли проверки: ах, вы поработали с лжепредпринимательской структурой? Вот вам 468-й указ, вот вам снятые с затрат суммы, вот вам налоги доначисленные, вашу организацию мы банкротим, а на вас, господин директор, налагаем субсидиарную ответственность! И таких случаев было много.
- Почему, на ваш взгляд, на минувшей неделе параллельно с введением 30%-ного налога Нацбанком Минторг закрыл магазины, в которых оказалось мало отечественных товаров - «Электросилу», «Гиппо», «Мегатоп» и других продавцов бытовой техники, обуви и плитки? Это зачистка конкурентов отечественных производителей залежалой продукции?
- Я не исключаю, что это - просто неприятное совпадение с принятием указа № 607. Что касается устранения конкурентов, то требование о наличии в продаже беларусской продукции было всегда, формально это является нарушением. Может быть, Министерству торговли раньше не хватало «ног» и «глаз»…
Не так давно, буквально полгода назад, была создана торговая инспекция. По сути, появилась новая спецслужба, контролирующая организация. Сейчас она выполняет свою функцию - отслеживает ассортимент, которого, на мой взгляд, у нас вообще нет. Как и нет смысла в административном навязывании субъектам хозяйствования беларусской и любой другой продукции.
Но в Министерстве торговли появилась своя спецслужба, появилась своя дубина, ведь раньше же не было такой санкции как закрытие магазина, ей - буквально полгода. А когда получаешь в руки какое-то оружие, то - ого, как руки чешутся!
Напомним, 19 декабря ужесточились условия покупки валюты на внутреннем рынке Беларуси. Нацбанк мотивировал это ситуацией в экономиках сопредельных государств, и в первую очередь - в России. Был введен 30%-ный сбор при покупке валюты, который предприятия и банки должны уплачивать на бирже, а граждане - в виде комиссии при покупке в банках.
Председатель правления Национального банка Надежда Ермакова уже заявила, что 30-процентную комиссию на покупку валюты могут отменить до 1 февраля.
Фото: AP