Субботний день 27 декабря, который большинство белорусов провели в предпраздничной суете, принес стране важные новости: Александр Лукашенко, заявивший накануне о намерении провести некие внутренние перестановки, воплотил свою идею в жизнь масштабнейшими кадровыми решениями. В один день Беларусь обрела новых чиновников самого высокого ранга и потеряла некоторых из старой команды.
Текущий год выдался для Беларуси сложным. Впрочем, были ли у страны простые годы за ее недолгую историю независимости, ответить трудно: скорее нет, чем да. Вот и 2014 год помимо новых экономических неурядиц и уже традиционного роста цен, уходит в историю еще и годом политических перестановок.
Ни для кого не секрет, что в большую белорусскую политику почти никогда не попадают «люди с улицы». Кадровые решения президента от 27 декабря не стали исключением из правил. Кого-то глава государства повысил, кого-то понизил, а кого-то просто уволил. Последнее коснулось не кого-нибудь, а самого Михаила Мясниковича. Тучи над главой правительства висели почти два года, то сгущаясь, то являя премьеру синее небо неприкосновенности и спокойствия. Однако дыры в экономике, которые не помогают залатать даже кредиты, бонусы от санкций и прочие денежные вливания, вероятно стали последней каплей. В конце концов, за все финансовые и экономические недочеты надо отвечать, и ответили за них именно замененные чиновники.
Михаила Мясниковича, в отличие от большинства «перетасованных» президентом чиновников, просто уволили. Во всяком случае пока никакой информации о том, какой пост будет занимать бывший премьер, нет.
Еще одна важная кадровая перестановка - смена поста Николая Снопкова. Бывший глава экономического ведомства казался смелым и даже авантюрным новатором по сравнению со своими коллегами-министрами. Снопков позволял себе смелые заявления, критиковал то, что критиковать в стране по умолчанию не принято, да и в общем вызывал вполне положительные эмоции - как никак молодой чиновник такого ранга вселяет определенные надежды на то, что экономику в стране строят люди современные. В должности министра Снопков продержался чуть более пяти лет.
Буквально две недели назад Николай Снопков дал большое интервью агенству БелаПАН, в котором опять отвечал вполне честно на не всегда удобные вопросы (такова уж белорусская экономика - не все вопросы о ней могут быть удобными, в особенности для министра). Снопков честно признал зависимость нашей страны (а точне, роста ее ВВП) от российской нефти и цен на нее, рассказал, почему показатель в 12% инфляции (по европейским меркам этот показатель весьма высок) вполне устроит Беларусь, и даже косвенно признал несостоятельной систему господдержки предприятий, которую будут менять с 2016 года.
Снопков часто ездил в западные страны для проведения встреч с потенциальными инвесторами. Министр при этом также неоднократно заявлял о готовности экономического ведомства всячески поддерживать инновации в бизнесе и бизнес в целом.
«Ни я, ни команда Минэкономики не являемся реформаторами. Мы прагматики. И прагматизм в нашей работе означает поиск и предложение компромиссных решений между тем, что правильно, и тем, что возможно в данных конкретных условиях. Поэтому, чтобы предвидеть последствия, мы стараемся анализировать будущее. Технологии предвидеть невозможно, и сегодня при разработке долгосрочной экономической стратегии мы пытаемся понять, каким должен быть в будущем человек. Не экономика формирует человека, а человек экономику», - заявил Снопков в интервью БелаПАН.
Запомнился бывший глава Минэкономики и своей критикой, весьма открытой и довольно правдивой. Отбросив некоторые высказывания министра, например о том, что белорусам стоит слушать советы президента, имеющего высшее экономике образование (Снопков даже назвал Лукашенко в 2013 году «геополитическим экономистом», что, впрочем, многими было воспринято, как тонкий троллинг), стоит вспомнить, как министр едва ли не единственный признавал наличие у Беларуси серьезных проблем.
Признавать, что у стабильной Беларуси есть какие-то проблемы, может только сам А.Лукашенко. Как правило, после очередного «разгона у президента», чиновники, наслушавшись и проникнувшись, начинают вторить главе государства. Если президент наконец признал, что план по приватизации провален, чиновники начинают также говорить об этом. Но до признаний Лукашенко делать это самовольно, скажем так, не принято. Критиковать по собственной воле ранее в Беларуси позволял себе, по всей видимости, только Николай Снопков.
В 2013 году Снопков выступил с критикой властей регионов республики, которые, по его мнению, не способствуют развитию бизнеса в областях. Такой подход в совокупности со снижением численности населения райцентров и изменением пропорции числа пенсионеров и экономически активных граждан был назван одним из основных рисков страны в долгосрочной перспективе.
Кроме того, теперь уже экс-министр предложил передать часть организаций из подчинения республиканских госорганов в подчинение облисполкомам с дальнейшим привлечением для них инвесторов, прежде всего национальных. Оставшиеся организации Минэкономики предлагало структурировать, выделив предприятия, нуждающиеся в участии стратегического инвестора (искать его должно было то министерство, в подчинении которого находится организация). Оставшиеся предприятия Минэкономики предлагало оптимизировать по численности, внедрить систему управления организациями и сконцентрировать на них направление финансовых ресурсов. Министр отметил тогда, что 38 предприятий в стране формируют 45% добавленной стоимости, тогда как все остальные являются балластом для государства. Впрочем, большая часть критики и инициатив так и остались таковыми и не более.
Однако куда более серьезного внимания заслуживает документ, который Снопков обнародовал в 2012 году. Доклад министра тогда имел эффект разорвавшейся бомбы, и Снопкову пророчили отставку едва ли не на следующий день. Уже тогда, два года назад, министр открыто раскритиковал всю систему работы белорусской экономики, утрату рынков сбыта (традиционных) и медленное освоение новых. Снопков даже позволил себе отметить, что белорусские товары теряют конкурентоспособность из-за того, что государство дало им вполне комфортную жизнь в виде господдержки и административного обеспечения какого-либо спроса на внутреннем рынке. Тогда Снопков высказал массу дельных и главное очень адекватных замечаний и вопреки всем прогнозам остался на своем посту.
Молодой министр пошел на повышение, став замглавы президентской Администрации. Минэкономики же будет управлять Владимир Зиновский, который до этого не один год руководил Национальным статистическим комитетом. Пока рано говорить, насколько изменится политика Минэкономики.
И все же вполне очевидно, что ведомству с приходом нового главы добавили скорее конформизма, нежели новаторства и риска резких телодвижений в сторону реформ.
Новая старая команда Александра Лукашенко начинает выборный год отнюдь не чистого листа: до конца декабря чиновники так и не сумели решить многочисленные проблемы этого года, и в 2015 они входят если и на новых креслах, то с солидным багажом старых нерешенных неурядиц. За тем, как новая команда будет их решать, народ перед выборами станет следить еще пристальней. И уж, конечно, особая ответственность ляжет на вновь назначенных перед Александром Лукашенко.