Юристы-лицензиаты и адвокаты в очередном шоке.
Минюст обязывает их срочно приобрести специальные программы, которые 90 процентам юристов просто не понадобятся. Речь идет о специальных программах, необходимых для регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, сведения о которых должны подаваться в Департамент финансового мониторинга, пишет «Ежедневник».
До 2015 года такие сведения могли подаваться путем заполнения специального формуляра на бумажном носителе. Однако с 4 января 2015 года вступает в силу новый закон Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения»
Согласно ст.1 указанного Закона под лицами, осуществляющими финансовые операции, подлежащие особому контролю подразумеваются в том числе, организации и индивидуальные предприниматели, адвокаты и адвокатские бюро, оказывающие юридические услуги (юридическую помощь), связанные с созданием организаций либо участием в управлении ими, приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса, совершением от имени и (или) по поручению клиента финансовых операций, управлением денежными средствами или иным имуществом.
Согласно ст.6 указанного закона данные лица обязаны регистрировать финансовые операции, подлежащие особому контролю, в специальном формуляре и представлять его в виде электронного документа в орган финансового мониторинга не позднее рабочего дня,
Если до 04.01.2015 заполнить и предоставить формуляр можно было на бумажном носителе, то после 04.01.2015 года – только в электронном виде. Однако заполнить специальный формуляр в электронном виде и послать его в Департамент финансового мониторинга можно только при помощи специальных программ, а также с использованием электронно-цифровой подписи.
В связи с этим Министерство юстиции разослало обладателям юридических лицензий письмо, которым обязало всех без исключения приобрести в ГУП «Национальное кадастровое агентство» специальный программный продукт для составления специального формуляра. Стоимость программы составляет 1 920 000 рублей. Кроме программы для создания специального формуляра, лицензиатам необходимо приобрести программу обмена электронными документами с Департаментом финансового мониторинга. Тут стоимость составляет 250 000 рублей в месяц.
Мало того, лицензиатов обязали приобрести в другом государственном предприятии РУП «Национальный центр электронных услуг» ключи с электронно-цифровой подписью. Стоимость соответствующего ключа составляет 787 400 рублей.
Итого, чтобы выполнить все то, что написал Минюст, лицензиаты должны понести дополнительные расходы приблизительно на 4,5 млн. рублей. Причем в письмах, которые лицензиаты получили во второй половине декабря, Минюст требует отчитаться о выполнении указанных требований уже к 5 января 2015 года.
Учитывая, что с клиентами у лицензиатов сейчас явные проблемы, в связи с чем многие индивидуальные предприниматели – лицензиаты едва сводят концы с концами, а также учитывая, что в Беларуси очередной кризис, требование Министерства юстиции их повергло в небольшой шок.
При этом никто не оспаривает необходимость соблюдения нового закона. Но все дело в том, что юристы-лицензиаты крайне редко совершают от имени и по поручению клиента финансовые операции, подлежащие особому. В настоящий момент в Беларуси имеется около 700 организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензии на оказание юридических услуг. При этом в год ими заполняется и подается в Департамент финансового мониторинга всего около 50 специальных формуляров о совершении финансовых операций, подлежащих особому контролю. То есть в год всего у 7 процентов лицензиатов возникает обязанность по представлению соответствующего формуляра. Обычно это некие крупные юридические фирмы. Остальные юристы просто не сталкиваются с подобными операциями.
Между тем, Минюст обязывает всех без исключения пробрести соответствующие программные продукты, которые у 93% лицензиатов будут просто висеть мертвым грузом.
На возражения некоторых лицензиатов, что данные продукты им не нужны, так как они не совершают и от имени клиента финансовых операций, подлежащих особому контролю, следует довольно странный ответ о том, что лицензиатам необходимо обеспечить возможность исполнения требований нового закона.
«Любой нормальный юрист знает, что правоспособность лица составляет взаимосвязь его прав обязанностей, - рассказал юрист-лицензиат, столкнувшийся с данной проблемой. - Говоря об обязанностях в упрощенном виде - это выполнение обязанностей, установленных нормативными актами, а также добровольно принятых на себя при заключении сделки. Поэтому индивидуальный предприниматель, либо организация, имеющие лицензию на оказание юридических услуг, конечно же, обязаны соблюдать требования нового закона по заполнению и предоставлению в Департамент финансового мониторинга специальных формуляров в электронном виде. Однако данная обязанность, во-первых, является условной, то есть наступает только при совершении соответствующих финансовых операций. А во-вторых, указанное требование ограничено по кругу лиц – то есть распространяется только на лицензиатов, «оказывающих юридические услуги (юридическую помощь), связанные с созданием организаций либо участием в управлении ими, приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса, совершением от имени и (или) по поручению клиента финансовых операций, управлением денежными средствами или иным имуществом». Если указанные обстоятельства отсутствует, то у лица не возникает обязанность по представлению специальных формуляров в Департамент финансового мониторинга, соответственно нет никакой объективной необходимости приобретать соответствующий программный продукт.
Однако Минюст оперирует иными уникальными понятиями, которые невозможно найти ни в одном учебнике по юриспруденции. Там говорят, что все юристы обязаны обеспечить возможность выполнения ими же требования нового закона. То есть нас обязывают совершить некие действия, чтобы обеспечить самим себе возможно выполнение обязанностей, которые у более 90% лицензиатов, вообще не наступят».
Указанные требования Минюста получили не только юристы-лицензиаты, но и адвокаты, которые совершают еще меньше финансовых операций, подлежащих особому контролю. Так в год адвокатами заполняется и подается в Департамент финансового мониторинга всего несколько таких формуляров.