Национальной идеей государства и общества провозглашена готовность и желание быть страной второго сорта.
2014 год ушел в историю. И даже больше – как сказал глава правительства РФ Дмитрий Медведев, "...вся история России разделилась на период до 2014 года и после 2014 года". А все почему? Потому что год выдался буйный. В смысле бурный.
Конечно, можно долго перечислять ключевые события, случившиеся в мире в 2014 году. Всякие там Эбола; комета Чурюмова – Герасименко с оседлавшим ее зондом; фатальное невезение "Малайзийских авиалиний"; даже миграция целого полуострова из одного государства в другое. Однако мне так кажется, что для жителей России существенным является происходящее в нашей стране, вокруг нашей страны и то, что нас всех ждет в итоге.
Рискну заявить, что такими моментами истины 2014 года для России и россиян являются собственно два. Первый: усилиями российской власти, национальной идеей государства и общества провозглашена готовность и желание быть страной второго сорта. Я понимаю, что это звучит обидно, и даже оскорбительно. Но – что есть, то есть.
Иллюстрацией этому являются самосанкции – ставшее уже притчей во языцех решение отказаться от хороших продуктов в пользу... других продуктов. И дело тут не в хамоне и моцарелле как таковых. И не в том, чтобы Европе стало некуда девать свои продукты и она понесла убытки. А мы бы этому порадовались. Дело в другом. Давайте будем честны перед собой и произнесем вслух то, что думаем и знаем:
– норвежская семга вкусней и качественней камчатского и мурманского лосося;
– испанский окорок лучше тамбовского и белорусского;
– французский сыр вкуснее и качественнее, чем костромской;
– "Мерседес" лучше, чем "Лада", а "Боинг" – лучше чем "Ил".
Но что провозглашается? – мы от всего этого готовы отказаться.
А если потребуется для самоидентификации, откажемся еще от инсулина, который сплошь импортный. И от памперсов, которые изобретены на Западе и делаются у нас по западной технологии и на западном оборудовании. И от ксероксов, принтеров... Потому что это все – тоже никак не российская продукция. Ну а томографы, онкологические препараты, элементарные капли и спрей от насморка...
То есть россияне готовы иметь худшее качество жизни; худший уровень медицины; худший уровень коммуникаций, безопасности перелетов... Этот ряд каждый может продолжить сам, включив туда устрицы, импортную свинину, яблоки, макароны – все, что душа пожелает. Смогут ли народ и страна выжить и существовать в условиях тотального отказа от достижений мировой цивилизации? – Бесспорно, да. И даже, может быть, долго. Будет ли такая жизнь народа и страны полноценной? Способствующей развитию? Реализации потенциала людей? – Как говорил товарищ Сухов, ".. это – вряд ли".
Так получилось, что мне пришлось много ездить по Африке. В Судане, в Нубийской пустыне, есть племена, которые живут вполне самодостаточно и обладают, вероятно, чувством достоинства. Считают себя полноценными людьми... С водой у них там плоховато, поэтому любой источник влаги – драгоценен. Мне довелось видеть, как ребятишки используют в качестве такой влаги – чтобы обмыться, освежиться – мочу коров. То есть ждут, пока корова задерет хвост, начнет писать – и тогда подбегают и под струей умываются... Влага – она и есть влага, когда настоящей воды нет. Не хотелось бы, чтобы Россия удовольствовалась коровьей мочой, в то время когда весь мир умывается водой.
Теперь второй момент истины. И он таков: король оказался голый. Либо голым оказалось королевство. А может, и то и другое. 20 лет Россия уверенно вставала с колен. Обретала себя – морально, православно, гордо-национально. Враги шипели и строили козни. Пятая колонна пакостила изнутри. Но вроде неуклонно все росло – ВВП, бюджет, доходы. Число миллиардеров. Миллиарды кубометров газа в Европу. Рейтинг и поддержка народа. Число православных храмов. Сколково. Нанопром. Йотафон. Таможенный союз и БРИКС. Спросите обычного россиянина образца 2014 года, и он скажет: "Мы – все, Запад – ничто". Потому что у нас – он. А у них нет будущего. Титул "Человек года". Попытки выдвинуть его на Нобелевскую премию. Запредельные рейтинги. И уже появилась вера обществе в то, что достаточно ему приказать – и реки потекут вспять, рождаемость возрастет, а враги страны падут ниц. Эпитеты типа "всех переиграл", "умыл", "не прогнулся". А еще – удержал, обеспечил и показал.
Показал, что твердо знает, что нужно стране и народу. Миру. Спасет и защитит. От всех невзгод. Не верите? А вот вам: "Его нашей стране послал Господь". Это Аркадий Ротенберг. "Есть Путин – есть Россия, нет Путина – нет России". Вячеслав Володин, первый замглавы администрации президента РФ. "Разве Путин может быть не прав?", "И среди мировых лидеров нет ему равного", – это Владимир Чуров, председатель Центризбиркома. "...Где бы он ни работал... его талант, энергия и целеустремленность всегда приводили к успеху". Это Сергей Миронов, глава "Справедливой России". "Свойственная вам мудрость является залогом стабильности в нашем государстве", – это Патриарх всея Руси Кирилл. "Вы когда-то сказали, что Вы трудитесь, как раб на галерах, – с той лишь только разницей, что у раба не было такой отдачи, а у Вас очень высокая отдача", – это опять Патриарх Кирилл (Владимир Гундяев). "Личность Владимира Путина важнее для общества, чем институты государства", "Путин и Медведев – это сверхценности нашего государства". Это Сергей Марков, директор Института политических исследований. Ну, и наконец, фундаментальное: "Противников путинского курса больше нет, а если и есть, то это психически больные и их нужно отправить на диспансеризацию. Путин – везде, Путин – все, Путин абсолютен, Путин незаменим", – это Александр Дугин, лидер Евразийского движения.
При таком лидере государства россияне могут спать спокойно и долго. Судьба страны и мира – в надежных руках, ведь так?.. И вдруг... Что-то такое случилось. Рубль утонул. Инфляция взлетела. Цены в России прыгнули вверх процентов на 20-50. Цена на нефть живет своей жизнью и от России не зависит. Зато оказалось, от нее зависит вся Россия. Вдруг оказалось, что мировой порядок, законы экономики, цивилизационные ценности мира ему не подчиняются!!! И даже в собственной стране: он приказывает рублю стоять, а тот не стоит!!! И рейтинг в 80% вкупе с заверением о том, что все само собой образуется (через пару лет), никак не препятствует панической скупке народом долларов, телевизоров и гречки.
То есть за последние 15 лет:
– "пятая колонна" повержена (хотя еще дышит),
– они без нашего газа пропадут,
– вертикаль власти железобетонна и сверхэффективна,
– без наших "Союзов" в космос никто полететь не способен,
– БРИКС и Таможенный союз – могильщики ЕЭС и ВТО; Обама, Меркель, Оланд – слабаки,
– народ – исключительно "за".
А экономика растет у них и в Китае, а не у нас!!! Попутно выяснилось, что сланцевая нефть – реальность, вопреки уверенности его советников в обратном. И что роль России на мировом рынке нефти – преувеличение, скажем так. И что эффективность выстроенной его чиновниками финансовой системы – преувеличение, скажем так. И что научно-технический уровень страны, вот уже 15 лет ведомой в будущее ее бессменным лидером, – близок к коматозному состоянию... И что, несмотря на исключительный авторитет России среди союзников по бывшему СССР и соцлагерю – от Беларуси до Кубы, союзники вдруг начали расползаться... А уж про всякие мелочи типа удивительного сочетания православных устоев россиян с решением рекламировать алкоголь на телевидении – в связи с экономической целесообразностью – я уже и не говорю.
Продолжать можно долго. Смысла нет. Просто смотришь на это все, и на ум приходит известная сказка Андерсона: "А король-то голый!" Но. Стоит согласиться с президентом, который метко подметил, что если бы не Украина – нашелся бы другой повод для того, чтобы у нас возникли проблемы. Только я бы уточнил: повод не для того, чтобы вводить против нас санкции, а для того, чтобы рубль рухнул, инфляция и цены взлетели, а экономика остановилась.
Потому что положение страны настолько слабо, что достаточно любого мало-мальски серьезного повода для ухода в крутого пике. И если принять, что президент светел, прозорлив и рулит правильно, то тогда причина не в нем. А в стране. И голый не король, а королевство. То есть Россия ничего, кроме продажи нефти и газа, не умеет делать. Так и не научилась за минувшие сытые нефтяные годы "вставания-с-колен". Зарабатывать умом, наукой, технологиями не умеет. Себя кормить не умеет. Делать эффективные и современные лекарства и лечить ими народ – не умеет.
Патриотические вопли о том, что нам никто не нужен и что мы создадим свою Windows, свою Visa, свой смартфон, свой пармезан и хамон, и прочее, и прочее – свидетельствуют только об одном: все это создаем не мы. Давайте опять будем честны – в конце XX века и начале века XXI Россия упустила свой шанс занять место в кабине локомотива цивилизации. Потому что даже если Россия чудовищным напряжением всех сил и сухожилий будет делать шаг вперед, тот самый Запад будет делать два. И даже если Россия будет делать два, а Запад – один, их шаг и наши уже никогда не будут соизмеримы. Ахилл никогда не догонит черепаху...
Владимир Бекиш – эксперт в сфере стратегической безопасности
«Радио Свобода»