Один из самых именитый наставников страны рассказал об огородах, мотивации, курсе доллара и других особенностях национального андеграунда.
Юрий Пунтус дал интервью «Трибуне» после своего возвращения в высшую лигу.
– Андеграунднные лиги Беларуси нынешних времен и времен вашего прихода в БАТЭ – это две разные вещи?
– С тех пор прошло много времени. Уже с трудом вспоминается, какой футбол был в низших дивизионах почти 20 лет назад. Сейчас первая лига – достаточно ровный турнир. В начале прошлого года я говорил, что семь-восемь команд второго дивизиона готовы к повышению в классе. Не отказываюсь от своих слов. У них есть достаточное желание, добротная игра. С командами-лидерами первой лиги работают амбициозные белорусские тренеры и такие же футболисты. Правда, существуют проблемы с инфраструктурой. Многие журналисты и специалисты говорят: «Ну, выйдет этот клуб в высшую лигу, а что потом?» Действительно–большое число руководителей пугает перспектива повышения в классе. Под высшую лигу нужно искать бОльшие средства. Не всегда городским и областным властям это нужно. Они чаще всего рассуждают так: «Этого хватает, ну, и хорошо». Пока играем, а когда выйдем дальше, все исправим. По-моему, такой подход неправильный. Когда мы с БАТЭ выходили в первую лигу, наш стадион не соответствовал этому уровню. Сразу же начали готовиться. Закрыли борисовский «Городской» и арендовали стадион в Жодино. Сейчас мы видим, что в Борисове появился еще одна арена европейского уровня. Хороший пример того, как нужно развиваться.
Теперь клубам очень сложно поправить инфраструктуру. Нужно помочь им стать действительно профессиональными. Даже в высшей лиге у многих из-за сложной финансовой ситуации в стране существуют огромные долги. В такой ситуации большинство клубов «элиты», увы, нельзя назвать очень профессиональными. На мой взгляд, командам низших дивизионов, у которых есть квалифицированный состав и тренерский штаб, нужно делать небольшие поблажки. Потому как сегодня ни одна команда первой лиги не готова к высшей по уровню инфраструктуры. Чего не скажешь об организации игры.
– Где самые ужасные стадионы в низших лигах Беларуси?
– Сейчас поля в Беларуси лучше, чем десять лет назад. Наверное, уже нет такого стадиона, чтобы сказать: «Блин, так не хочется ехать на этот огород». По-моему, жарким летом искусственное поле – не то место, где можно получать удовольствие от футбола. Конечно, зимой такое покрытие выручает. Это лучше, чем бегать по сугробам. Понятно дело, в любую пору года хочется играть на натуральных полях хорошего качества. Но пока не получается. Многие негативно высказываются о поле в Речице. Когда мы встречались с «Ведричем», оно находилось не в идеальном состоянии, но там можно было играть. Честно говоря, готовился к худшему.
В не лучших условиях приходилось играть в Светлогорске. Пусть мои друзья из этого города не обижаются. Первую часть сезона «Химик» играл на «Бумажнике», чтобы сохранить поле на своем основном стадионе. Нам не повезло. В первом круге приехали именно на «Бумажник». Этот стадион не выдерживал никакой критики. Удивительно, но на таком ужасном поле мы показали свою самую солидную игру. Хотя на установке наступил на горло собственной песне, отказавшись от наступательного футбола. Перед матчем сказал ребятам: «Я всегда требую от вас хорошего результата через красивую игру. Сегодня же нам нужен только результат. Ведь надо еще подумать, как ходить по такому полю, чтобы не сломаться». Парадокс, но мы победили 2:0, показав очень содержательный футбол. Когда работал со «Смолевичами» во второй лиге, отправились в Миоры. Вот там настоящий огород. Как раз шел сильный дождь. Такая грязюка! Хотя при подобной погоде начнет плыть любое поле.
Конечно, приятно играть на хорошем газоне. Когда был футболистом, всегда после заселения в гостиницу шел на стадион, чтобы оценить газон. В прошлом году меня очень порадовало поле на минском СОКе, где играла «Ислочь». По-моему, оно просто идеальное. Когда работал в «Смолевичах», было приятно приезжать в «Слуцк». Такое качество травы! Как она замечательно пострижена, уровень мягкости, плотности… Настоящий бильярдный стол. В последний год мы привели в порядок поле в Мозыре. Сделать это было не так тяжело. Понадобились минимальные финансовые вложения и душа. Я не понимал, почему, когда «Славия» выступала в высшей лиге, все жаловались на качество мозырского газона. Выступил инициатором его реанимации. Главное – желание. Мы подружились с директором мозырского стадиона. Ему интересно совершенствоваться в профессии. Конечно, за уходом поля следит не два человека. Когда мы стригли газон косилками без сборников, то траву приходилось убирать женщинам с граблями и метелками. Хочется обновить оборудование. Конечно, для этого придется потратиться. Например, в том же «Слуцке» за полями следит один человек. Клуб потратил большие деньги на агротехнику: тракторчик, другие прибамбасы. Человек имеет образование агронома. Он знает, когда и что нужно сделать, и спокойно выполняет свою работу. Чтобы приобрести всю необходимую технику для ухода за полем, нужно потратить примерно сто тысяч долларов. Зато на порядок вырастет качество газона и понадобится меньше людей для работы с ним.
В последние годы до руководителей клубов начало доходить, что театр начинается с вешалки. Без хорошего поля нет классного футбола. В первую очередь нужно создать условия не только на стадионе, где играет команда. Важно заботиться о полях, на которых она тренируется. К сожалению, даже «Славия» не может этим похвастаться. Команда вышла в высшую лигу, тренируясь в очень живописном месте. Ты получаешь удовольствия от нахождения там, но не от условий для работы. Наше тренировочное поле не соответствует нужным стандартам. Мы работаем над этим. Не позволим, чтобы в нынешнем году оно осталось на прежнем уровне. К сожалению, даже не у всех клубов высшей лиги есть свои тренировочные базы. Я включаю в это понятие: в первую очередь, комплекс полей, фитнес-центры, сауны, корпуса для комфортного проживания, столовую… Сегодня это не роскошь, а скорее необходимость. Увы, в моем понимании, ни у одного клуба первой лиги нет настоящей базы.
– Считается, что в низших футбольных лигах игрокам ничего не нужно…
– Не соглашусь. Команды, которые хотят добиться какого-то результата, стараются комплектоваться опытными ребятами. Эти футболисты в какой-то момент оказались невостребованными в высшей лиге. Есть команды, которые во главу угла ставят получение молодыми игровой практики: «Минск-2», «Звезда-БГУ», «Береза». Я иду по другому пути. Накануне прошедшего сезона ставил перед ребятами задачу по выходу в высшую лигу. Объяснял руководству, что во втором дивизионе сбиваю костяк игроков, которые в случае выполнения задачи будут выступать за команду в следующем сезоне.
– Насколько реально «Славии» укрепиться в нынешних финансовых реалиях?
– Сегодня только БАТЭ, минское «Динамо» и «Шахтер» могут позволить себе комплектоваться извне. Остальным это просто непозволительно. Если в другие клубы приходит легионер на зарплату пять-семь тысяч долларов, это самообман. Такое просто непозволительно. Только один из десяти футболистов-легионеров, играющих в Беларуси, соответствует таким деньгам. Причем зачастую иностранцы не намного сильнее белорусских ребят. На мой взгляд, наши команды должны комплектоваться нашими футболистами. Они не требуют больших денег. Зато парни получают шанс проявить себя, найти своего тренера. У них появляется возможность попасть в тот же БАТЭ или уехать за границу.
Что касается комплектации «Славии» на следующий сезон, то за две недели до нового года у нас был сверстан бюджет. Он равнялся 19 миллиардам рублей. Мы бы не голодали в высшей лиге. Ориентировались, что доллар будет в районе 12 тысяч белорусских рублей. Правда, в нынешней ситуации никто не знает, что будет 1 февраля. А если курс увеличиться в два раза, как говорят злые языки? Я не экономист и ничего не могу прогнозировать. Понятно, если сегодня доллар продают по 15 тысяч, нужно как минимум настраиваться на эту сумму. У нас есть определенные договоренности с игроками. 19 января выйдем из отпуска, тогда футболисты скажут: «Ну что, Юрий Иосифович, все в силе?» Пока ничего непонятно. Легко сказать: «Ребята, мы увеличим вам зарплату, привяжем ее к курсу доллара». Сможем ли мы сделать это – большой вопрос. Зачем обманывать людей? Чтобы потом кормить «завтраками»? Действительность сегодня такова. Никаких громких переходов в «Славию» ждать не стоит.
– Футболистам реально зарабатывать в низших лигах чемпионата Беларуси?
– Средняя зарплата в лиге порядка семи-восьми миллионов. Конечно, условные Гаев и Страханович получали бОльшие деньги. А так… Футболисты, которые только начинали делать свои первые шаги в «Славии», зарабатывали адекватно своему классу. Когда я работал во второй лиге, хорошей зарплатой считалось пять миллионов. Это было два года назад. Тогда еще доллар стоил в районе восьми тысяч рублей.
– Недавно Юрий Сыроквашко красноречиво рассказал об уровне нашей второй лиги…
– Когда я работал со «Смолевичами» во второй лиге, мы громили многие команды. При этом все равно было интересно играть. Нынешний формат третьего дивизиона для меня новый. В принципе, я верю, что в «Клецке» могла быть такая ситуация. Все зависит от профессионального отношения руководства. Даже если человек где-то подрабатывает, но каждый день тренируется, отправляется на выезд за день до матча, то в моем понимании это уже профессионал. Когда в клубе начинается бардак, о котором рассказывал Сыроквашко, то это уже любительский уровень. В Беларуси вторая лига считается полупрофессиональной. Хотя во всех командах играют люди, которые тренировались с восьми лет и сейчас занимаются своим любимым делом. Почему они любители? Потому что им не платят деньги? Главное – отношение к делу. Нельзя отрицать, что в низших футбольных дивизионах хватает людей, для которых главное потренироваться, спустив рукава, и выпить водки.
– Вы сталкивались с чем-то подобным?
– Если человек совсем не пьет, это не значит, что он суперпрофессионал. Выпивка выпивке рознь. Если у тебя завтра игра, а ты позволяешь себе алкоголь – это нонсенс. Если футболист выпил немного пивка после матча и на парах, эмоциях опьянел – это уже другое. Я всегда говорил ребятам: «Будут моменты, когда мы вместе сможем выпить и пожелать друг другу удачи». У нас в Мозыре была традиция. Чаще всего играли тур в субботу. После этого футболистам давалось два дня выходных. Во вторник у нас было занятие, втягивающее в недельный цикл: тренажеры, пробежка, сауна. Когда был повод: кто-то из молодых забил, у кого-то день рождения, свадьба, еще что-то… Виновник торжества проставлялся. Это происходило довольно часто. Я разрешал футболистам приносить в баню пиво, чипсы… Ребята попарились, выпили по бутылочке-две и пошли на ужин. Ничего страшного.
Вообще, сегодня у молодежи куда меньше тяги к алкоголю. Не знаю, с чем это связано. Может, с компьютеризацией. Им хочется больше времени проводить с гаджетами. Уверен, сейчас футболист не может позволить себе выпить, а потом выйти на поле и хорошо сыграть. Если сегодня парень сделал это, он не сумеет выйти на матч. Кстати, о молодежи. Не считаю лимит для молодых игроков в низших лигах правильной мерой. Все-таки в таком возрасте они должны зарабатывать место в составе в конкурентной борьбе. Зачем подводить игроков искусственно? В 21-22 года не стоит этого делать. Нужно дать футболисту дозреть.
– Судя по ролику с вашим обливанием, в первой лиге живется достаточно весело…
– Может быть, я не до конца разобрался. Ребята показали мне видео, как обливался Арам. Моя фамилия оказалась среди тех, кому он передал эстафету. Я не из людей, о которых говорят: «За компанию и жид повесился». Видел, что это благое дело, поддержал его. Не вижу в этом ничего плохого.