Известная белорусская актриса рассказала о настоящих мужчинах.
Мне чрезвычайно редко приходилось встречать красивых девушек, по собственной воле интересующихся футболом и не являющихся при этом журналистками, женами или, на крайний случай, подругами игроков. Но Светлана Зеленковская, признаться, лет ...надцать назад изрядно удивила.
“Анастасия Слуцкая” тогда только вышла на экраны, и секс-символ отечественного кино (похоже, она так им и осталась), с которой я разговорился на одном из светских приемов, вдруг оказалась заядлым болельщиком МТЗ-РИПО.
Кажется, я обсудил тогда этот феномен с присутствовавшим Сашей Хацкевичем — он тоже веских причин не нашел и развел руками: мол, видно, игра номер один действительно шагает по планете семимильными шагами, раз уж такие девушки млеют от футбола заводских клубов.
Ирония судьбы — я встречаюсь с Сашей и Светланой на прошлой неделе в одном и том же кафе с интервалом буквально в пару дней. Но как же лечит людей время. Хацкевич теперь главный тренер национальной сборной, в которую уже давно и по понятным причинам не призывают игроков МТЗ. А Светлана не только по-прежнему популярная актриса, но еще и любимая женщина, пожалуй, самого харизматического мужчины этой страны.
Я почему-то уверен, что, если бы все игроки нашей сборной имели характер Сергея Михалка и присущую ему непоколебимую уверенность в себе, мы давно были бы завсегдатаями всех топ-чемпионатов. И наводили бы ужас на противников не только многочисленными наколками на идеально вылепленных атлетичных торсах, но еще и непредсказуемой тактикой игры, щедро сдобренной малофеевской философией, когда в атаке участвует вся команда, а тыл прикрывает преимущественно кипер, фамилия которого, по большому счету, не так и важна, потому что европейским бразильцам все равно забьют сколько смогут, а мы уж точно сколько захотим...
— Признаюсь, эта мысль не дает мне покоя до сих пор: каким образом Анастасия-Светлана оказалась вдруг футбольной болельщицей?
— Просто у меня были друзья, которые играли в МТЗ-РИПО. Один раз пригласили посмотреть — понравилось. Потом уже стала завсегдатаем всех домашних поединков клуба, ходили туда целой театральной компанией. Но вообще-то спорт всегда присутствовал в моей жизни. Папа был членом национальной сборной СССР по академической гребле, принимал участие в Олимпиаде 1976 года в Монреале. Мама тоже занималась этим видом спорта, но была рулевой. Маленькой и худенькой — 152 сантиметра роста в отличие от высокого и атлетичного папы, который со своими 190 запросто носил ее на руках.
— Нетрудно предположить, что в такой спортивной семье ребенка отдали в секцию рано.
— Да, в четыре года. Это было фигурное катание. Если честно, я много ездила с мамой по сборам, и меня не очень привлекали женщины из гребли, хотелось какого-то более изящного вида. Чемпионкой мира я, как видите, не стала, но люди из мира спорта мне никогда не были чужды, всегда легко находила с ними общий язык.
— Люди искусства с удовольствием общаются со спортсменами, но вместе с тем часто сетуют, что только о спорте с ними и можно говорить...
— Понятно, что в своей компании у нас есть больше тем для разговора, но вообще-то мне больше нравятся те, кто умеет совместить в себе и спорт, и интеллект. Это встречается нечасто, и все же мне повезло.
— Можно я не буду спрашивать, кого вы имеете в виду?
— Разумеется, о своем гражданском муже говорю!.. Сергей в юности занимался велоспортом, но очень серьезно взялся за свое тело уже после тридцати. Тогда, кстати, и меня увлек. Я поборник как здорового образа жизни, так и рационального питания, и день без тренировки или хотя бы зарядки действительно считаю проведенным бездарно.
— Однако вернемся на мгновение к МТЗ-РИПО. Не обидно было узнать, что даже не самые выдающиеся футболисты среднего, по сути, чемпионата зарабатывают в десять раз больше заслуженных артистов, которых в вашем Купаловском театре немало.
— Это же не вина ребят, а скорее политика государства. На Западе актеры зарабатывают довольно неплохо, мы же в состоянии сделать это только с помощью кино. Ну, еще, конечно, можно уехать в Москву, но все же хочется поднимать свою культуру. Где родился, там и пригодился.
— Да уж, чего только не придумают белорусы, лишь бы не переезжать в столицу России.
— Согласна. Каждый занимает именно то место, которое заслужил. Я, кстати, недавно с подругой обсуждала эту тему: печалимся ли мы на счет того, что не уехали покорять златоглавую? Сошлись, что не приложили к этому достаточно усилий, значит, нам хотелось сидеть на каком-то пусть и небольшом, но стабильном уровне дома. В то же время обидно, что у себя на родине мы не можем добиться успеха как актеры. В нашей стране не снимают достойных фильмов, которые были бы интересны людям, причем не только у нас, но и за рубежом.
— Зато вам повезло с мужем.
— Здесь спорить не буду. Несмотря на то что Сергей работает 24 часа в сутки, на меня и ребенка у него всегда находится время. Но главное — мне нравится то, что он говорит и делает. Это восхищает.
— Где же у него кнопка? — озвучу вопрос героя Владимира Басова из культового фильма советского детства “Приключения Электроника”.
— Понятия не имею. Но он трудоголик, никогда не дает себе спуску и очень критично относится ко всему, что делает. Сереже все время кажется, что можно было сделать больше, и благодаря этому он никогда не останавливается, все время движется вперед. Не верит в тупик, не верит в то, что бывают безвыходные ситуации. Считает, что подавляющее большинство людей останавливаются тогда, когда до цели остается один шаг, и происходит это исключительно из-за неверия в собственные силы и в возможность изменить обстоятельства, в которых они оказались. Я с ним согласна: все зависит от самого человека, и если он очень захочет, сможет пробить любую стену.
Еще Сергей любит повторять, что больше всего получается у того, кто сосредотачивается на одном предмете приложения усилий, не распыляясь на несколько дел сразу. Сам он довольно серьезно занимается спортом, но отнюдь не собирается стать профессиональным боксером. Просто ему это в кайф, нравится совершенствоваться и, что немаловажно, служить примером для тех людей, которые хотели бы себя изменить. И я первый человек, который принимает его правила, понимая, что он прав. Мне ведь тоже хотелось всего и сразу: и в Москве сниматься, и в театре главные роли играть.
— Любимая мечта белоруса — жить в родной стране, а работать в Москве.
— Раньше мне казалось, что ее можно осуществить. Имела московскую карточку, она все время была активна, и я, например, в случае какого-то кастинга вполне могла на следующий день оказаться в российской столице. Пару раз это прокатывало, но надо было выбирать: или ты здесь, или там. А я все-таки не тот человек, который будет ходить, ждать и всеми силами куда-то пробиваться. Может, для актрисы это не самое лучшее качество, ведь наша профессия зависимая, но мне себя уже не изменить. Белорусская гордость, что ли...
— Интересно, на Сергея тоже повлияло общение с вами?
— Думаю, да, и это видно по его песням. Не удивляйтесь, я не такой уж и миролюбивый человек, как это может показаться со стороны. В профессии — да, но в жизни — нет.
— Вы даже не побоялись сняться в его клипе обнаженной.
— Ну а чего бояться? Об этом и не думала. Я ведь была в хорошей форме.
— Люди, даже хорошо знающие Михалка, признаются, что его поступки трудно предвосхитить. Вам это удается?
— Я могу предугадать, как он поступит в той или иной ситуации, но какая идея придет ему в голову завтра, он и сам, наверное, не знает. Но это нормальное свойство очень талантливых людей.
— Он вообще гений или просто герой? Скажем, 12-й в современной Беларуси.
— То что герой — это несомненно. Сережа — необычайно сильный человек, совершающий много поступков, за которые я его уважаю. Он помогает очень многим — и не только материально, но и морально. Люди сами тянутся к нему, потому что Сергей умеет то, чего не могут другие. Я даже говорю не о степени таланта, а о том, что очень мало людей — из тех, кому за сорок — умеют реализовать свои детские мечты.
— Михалок похож на броненосец — ему вообще чувство страха знакомо?
— Бесспорно, оно присуще каждому человеку. Но настоящий герой умеет его победить.
— Кого еще, кроме Сергея, можете назвать в числе тех, кто оказал влияние на вас?
— В 14 лет я оказалась в правильном месте, которое называется фольклор-театр “Гостица”. Им до сих пор руководит замечательный человек Лариса Ивановна Симакович. Она мне очень многое дала в понимании и жизненных, и профессиональных ценностей.
— Почему-то думал, что прибавите сюда и Петра Тодоровского, у которого вы снимались в “Риорите”.
— Безусловно. Жаль, что роль у меня была небольшая и поработали мы с ним только на одной картине. Все его фильмы — “Военно-полевой роман”, “По главной улице с оркестром”, “Анкор, еще анкор” и другие — это, по сути, истории про него самого. Петр Ефимович из того редкого уже поколения, у которого на первом месте любовь к окружающим. Знаете, есть режиссеры, которые ноги об актеров вытирают, а вот Тодоровский действовал с точностью до наоборот. Он интересовался каждым артистом, даже людьми из массовки: не холодно ли, не голодно, может, чаю, одеяло накинуть... И это не мелочи, это приятно, именно то, что заставляет актеров раскрываться и доверять режиссеру. Потому и фильмы у него получались такие щедрые и открытые — из-за того, что артисты готовы были идти за Тодоровского в огонь и в воду.
— Интересно, а его сын Валерий Тодоровский тоже испытывал к вам симпатию?
— Сын как раз нет. И этому есть подтверждение. Я понравилась режиссеру Андрею Кавуну, и он хотел утвердить меня на главную роль в сериале “Ваша честь”. Но генеральным продюсером был Тодоровский-младший, и он меня в этой роли не увидел.
Опять же бывают ситуации, когда нравишься режиссеру, и он, снимая тебя в течение первого сезона в роли подруги главного героя, все время пытается выдать тебя за него замуж, что автоматически продлевает твою жизнь и на второй сезон. Но, увы, режиссер уходит на другой проект, на его место заступает новый — и тот практически сразу тебя убивает... Там все сложно закручено. Продюсеры, актеры, рейтинги...
— Сергей по идее может вам помочь, с людьми нужными поговорить. Все ж решаемо в этой жизни.
— Нет, он никогда делать этого не будет. Помощь будет заключаться скорее в каком-нибудь совете. Мне больше и не надо.
— Но ведь пробиться на главные роли в российском кино, будучи белоруской, практически нереально.
— Это правда, в лучшем случае ты будешь подружкой главной героини. Ко мне вот типаж бизнес-леди приклеился.
— Вам идет. Жалко соотечественников, они вот на бизнесменов или продолжателей старинного богатого рода никак не тянут.
— Подруга недавно ездила в Германию и просто стонала по возвращении: “Ну сколько же там красивых мужиков…” У нас, конечно, по этому показателю недобор. Не знаю, может, и здесь война виновата, ведь самые смелые и красивые погибают всегда в первую очередь.
— Может. Нам свое мозгами надо брать или природной прытью.
— Если сопоставить чисто актерские данные, то мы российским коллегам не уступаем.
— Мы можем сравнить двух Светлан — Зеленковскую и, скажем, Ходченкову?
— Вполне. Думаю, я не хуже. Хотя у Светланы, само собой, возможностей для съемок куда больше. Но она молодец, не стоит на месте, и это опять-таки доказательство моих слов о том, что каждый из нас получает то, чего достоин.
— С другого боку зайдем. Есть ли такая актриса на постсоветском пространстве, которая на голову выше других, или все эти соревнования довольно условны?
— Знаете, я привыкла видеть и оценивать качество актерской игры в театре. В кино актеры российской или белорусской школы не так хороши. Скажем, в блокбастерах американцы смотрятся поинтереснее. Уж не знаю, с чем это связано, возможно, с большими традициями в этом плане, но, по-моему, это заметно даже невооруженным глазом.
Если говорить о театре, то в Мастерской Петра Фоменко люблю Ксению и Полину Кутеповых, Галину Тюнину… Но опять же они выросли в хорошей среде, мастер дал им отличную школу.
— Театры в Москве уже стали коммерческим предприятием — билеты стоят, как в Лондоне на матчи “Арсенала”. А сколько зарабатывают артисты в Минске?
— Миллионов шесть. Не самая большая сумма для человека, который работает там пятнадцать лет. Если бы не Сергей, то выживать мне было бы нелегко. А когда в семье два актера, что бывает довольно часто, то не особенно разгонишься…
— Вот вам и повод сходить к министру культуры с лозунгом “Даешь!”. Скажем, если в стране есть проект — национальный хоккейный клуб, то почему бы не учредить аналогичный и в театре, разумеется, самом национальном? Тем более ваш проект обойдется куда дешевле…
— Были у нас уже такие собрания и инициативы похожие выдвигались, однако что толку? Мне кажется, в наших реалиях это утопическая идея.
— Как меняется с годами характер Светланы Зеленковской?
— Становлюсь жестче, уже не так трудно, как раньше, сказать “нет”. Могу настоять на своей трактовке роли в разговоре с режиссером. Не все на это способны, но это нормально.
— Представляю, какой соблазн вовлечь в вашу театральную жизнь мужа. Михалок на театральной сцене — аншлаг обеспечен.
— Я, кстати, поначалу его куда-то и сама звала, только потом поняла, что этого лучше не делать. И сейчас на все просьбы привлечь куда-то Сергея сразу отвечаю “нет”.
К нему очень часто обращаются с разного рода предложениями, однако он, как я уже говорила, предпочитает сосредотачиваться на своей группе. “Если я сказал, что она будет собирать стадионы, — значит, так оно и будет!”
— Попытка собрать “Минск- Арену” уже была. Но хоккейное “Динамо” затем отказалось от идеи приглашения “Brutto”.
— Во-первых, они сами предложили, потом, возможно, кто-то сверху надавил. Но мы не удивились, так как предполагали подобное развитие событий.
— Эх, не хватает нам кино о современной белорусской жизни — без слепых котят, мудрости спившихся комбайнеров и отголосков Великой Отечественной в каждом сердце. Чтобы так, как есть, что мы чувствуем и переживаем. Вот кого из сегодняшних культовых белорусских персонажей сделали бы его героями?
— Вопросик... Ну, если окинуть медийное пространство взором, то больше всего у нас пишут и говорят о спортсменах. Даша Домрачева, Саша Герасименя. Они первыми приходят в голову. Но опять же лично их не знаю, а полагаться только на интервью как-то не хочется. Люди часто говорят то, что от них хотят услышать. Так проще, да и не всегда хочется пускать журналиста внутрь себя. Зачем?
Наверное, все зависит от человека и рода его занятий. Если это шоу-бизнес, то там надо постоянно напоминать о себе — “откровенными” интервью и “шокирующими” признаниями. Когда человека слишком много и из каждого угла звучит его “я”, куда он пошел, что надел и кого увидел, то, кроме грустной улыбки, это никаких эмоций не вызывает. Почему таким людям кажется, что они очень интересуют окружающих? Им так хочется думать? Ну ради бога, но вообще нас в других привлекают в первую очередь поступки.
— Без примера не обойтись.
— Николай Статкевич. Я с ним не знакома, тем не менее хотелось бы пообщаться. Для меня это образец офицера — человека со своим мнением и железным стержнем внутри. А ведь ему тоже было страшно, он немало пережил. Однако человек поборол свой страх и не сломался. Вот таких людей я искренне уважаю. Смелые мужчины вообще в Беларуси редко встречаются, и потому эту роль все чаще берут на себя женщины. Но все же такие мужчины есть, и потому они мне очень интересны. Всегда хочется присмотреться к такому человеку: как он устроен и что ему пришлось в себе сломать, чтобы стать таким, откуда он берет силы. Интересно взглянуть на женщину, которая рядом с ним. Она ведь тоже влияет на его мироощущение, дает силы, вдохновляет на поступки.
Я недавно посмотрела один фильм: несмотря на то, что он российский, оказался довольно неплохим...
— Комплимент нашим восточным соседям.
— Справедливости ради надо отметить, что хороших фильмов там снимается значительно больше, чем у нас. Так вот по сюжету одна из главных героинь узнает, что смертельно больна. Ну а дальше она решает, как с этим жить дальше. И живет так, как считает нужным — как полностью освободившийся от всех своих страхов человек.
Вообще страх — это чувство, которое полностью меняет наше представление о людях. И казалось бы, вчерашний кумир — успешный и всеми любимый — вдруг превращается в... ну сами знаете в кого. А серый и незаметный человек вдруг оказывается героем. И вообще все решают не слова, а действия. Наша сущность в наших поступках. Таких личностей очень мало, основная масса живет обычной обывательской жизнью. Все стабильно, ничего решать не надо и приблизительно известно, что будет с тобой через десять, двадцать, тридцать лет. Хотя каждый из этих людей герой потенциальный, потому что втайне все хотят изменить свою жизнь. Но удается это немногим, только тем, кто не боится сделать для этого первый шаг.
***
Удивительное свойство этого интервью — едва ли не после каждого вопроса героиня вспоминает своего любимого мужчину, чей чегеваровский образ, кажется, незримо довлеет над нами в пахнущем свежей выпечкой минском кафе. А ведь прямо сейчас он, может, в спортивном зале осатанело молотит грушу выверенными ударами профессионала, привычно выбивая из кожаного мешка строки нового беспощадного хита.
Два в одном. Нет, он правда однажды соберет стадион “Динамо” — вскоре после того, как тот будет построен. Ему даже не понадобится для этого каких-то специальных усилий — Михалок так уверенно бьет в изрешеченный трещинами бетонный потолок головой, что лично мне вопрос кажется уже решенным. И Свете, похоже, тоже. Она прощается, торопясь то ли на вечернюю пробежку, то ли на тренировку в тот же мужнин зал. Наверное, стоило ее расспросить о принципах и размерах получаемых семьей физических нагрузок — для общего, разумеется, развития. Но почему-то все хорошие идеи приходят в голову именно тогда, когда собеседник торопливо пишет адрес своей электронной почты — для (“на всякий случай”) вычитки интервью...
Сергей Щурко, «Прессбол»