Новости БеларусиTelegram | VK | RSS-лента
Информационный портал Беларуси "МойBY" - только самые свежие и самые актуальные беларусские новости

Появится ли немецкая дубинка у белорусского ОМОНа?

07.01.2015 политика
Появится ли немецкая дубинка у белорусского ОМОНа?

Сотрудничество между полицией ФРГ и властями Беларуси продолжалось даже после жестокого разгона Площади в 2010 году.

С 22 по 24 мая 2011 года в Объединенном центре немецко-польской полиции и таможенного сотрудничества на бывшем немецко-польском пограничном переходе немецкие полицейские проводили тренинг для белорусских милиционеров в рамках четырехлетнего проекта (2007-2011) сотрудничества между немецкой полицией и белорусской милицией, передает «Радыё Свабода».

За 9 дней до этого, 13 мая 2011 года, на пять лет колонии усиленного режима осудили кандидата в президенты Андрея Санникова, а через 2 дня, 26 мая 2011 года, на шесть лет колонии усиленного режима осудили Николая Статкевича. На судах за Площадь должны были присутствовать представители посольства Германии в Минске, которые не могли не знать об этом немецко-белорусском проекте. А начинался он в июне 2007 года. В апреле того года в третий раз посадили Андрея Климова, за решеткой оставались Николай Автухович, Дмитрий Дашкевич, Юрий Леонов, Александр Козулин и Артур Финкевич. Проекты немецких полицейских и белорусских милиционеров продолжались непрерывно до конца 2011-го, наиболее репрессивного года в истории независимой Беларуси. С 2008 по 2011 года на обучение белорусских милиционеров было потрачено 248 902 евро.

Возможно ли повторение подобной ситуации в преддверии новых президентских выборов 2015 года? Может ли появиться немецкая дубинка у белорусских милиционеров?

С 2007 по 2011 годы не менее 100 представителей белорусских правоохранительных органов участвовали в тренингах в Германии. В 2009 и 2010 годах для белорусов были проведены пять обучающих семинаров в Нижней Саксонии, Баден-Вюртемберге и Саксонии. Кроме того, на территории Беларуси немецкие полицейские обучали почти 400 пограничников, руководителей органов милиции и криминалистов. «Радыё Свабода» получило документы с подробным объяснением проекта и сметой.

Бывший глава Консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ в Минске, бывший глава разведки ФРГ, а ныне руководитель немецкого общества «Права человека в Беларуси» Ханс-Георг Вик объясняет, что это сотрудничество не ставило цель, чтобы Александр Лукашенко получил больше возможностей притеснять оппозицию в стране:

«Было две цели. Первая - предотвращение международного терроризма, а вторая - стандартизация процессов в пограничной сфере. Каждый день тысячи грузовиков проезжают через белорусскую границу, и когда очередь из 200-300 грузовиков, то можно представить финансовые потери. Со строительством новых пунктов оформления, стандартизацией процесса очередь уменьшается. И третья цель - предотвращение транспортировки наркотиков, торговли людьми, рабства, нелегальной миграции из Азии в Европу. Но это сотрудничество было использовано белорусским режимом в своих интересах, и это для нас - печальный урок. Мы сожалеем об этом, но это не значит, что те цели, который я назвал, становятся неважными».

В ноябре 2010 года белорусские милиционеры несколько дней подряд наблюдали за работой немецкой полиции во время транспортировки ядерных отходов в хранилище в Горлебене. В этой операции участвовали более 20 тысяч немецких полицейских. Целью тренинга было знакомство белорусских коллег с методами работы немецкой полиции, учитывающих интересы граждан и основывающиеся на принципе прозрачности. Транспортирование радиоактивных отходов сопровождалась массовыми протестами, и дело дошло до столкновений активистов с полицией. В ход пошли дубинки, водометы и газовые баллончики. По данным противников атомной энергетики, ранения получили более 500 человек. А всего через месяц после этого тренинга, вслед за президентскими выборами в декабре 2010 года, белорусские силы безопасности жестоко разгоняли мирные протесты. Об этом писало тогда немецкое издание Der Tagesspiegel.

И тогда же представитель министерства внутренних дел Германии объяснил изданию, что целью обучения было ознакомление белорусских милиционеров со стандартами ЕС на примере немецкой полиции. Изучались действия полиции в условиях крупных мероприятий, в том числе спортивных, объяснил тогда представитель ведомства. Вместе с тем он отметил, что в 2008 году в Беларуси еще можно было наблюдать некоторые признаки готовности к демократическим реформам. Однако после президентских выборов в декабре 2010 контакты с Минском были резко сужены.

Но, как мы видим из документов, контакты продолжались и во время судов за Площадь, и после судов за Площадь. Как писало издание Der Spiegel со ссылкой на информацию агентства DAPD, вопреки санкциям ЕС, введенным в связи с событиями 2010 года, сотрудничество белорусского МВД с немецким спецназом GSG 9 («Группа охраны границ - 9») продолжалось еще и в октябре 2011 года, когда белорусские силовики прошли тренинги по охране границы в аэропорту Франкфурта. Стоимость этого обучения составила примерно 65000 евро.

Минский международный образовательный центр IBB организовывал в конце 1990 годов поездки белорусских милиционеров в Германию. Автору этого исследования пришлось ехать в Германию вместе с группой белорусских милиционеров в 1998 году. Половину автобуса занимали журналисты, которых пригласили в Германию ознакомиться с ситуацией накануне парламентских выборов, а вторую половину - белорусские милиционеры. Причем не рядовые. Там были заместители главы минской милиции, начальник областного ГАИ, заместитель председателя Следственного комитета. Показательным для журналистов во время путешествия был эпизод, когда после пересечения польско-немецкой границы на территории Германии белорусские милиционеры пели популярную советскую песню «День победы». Но закончим «лирическое отступление» и вернемся в настоящее время.

На момент скандала с сотрудничеством немецкой полиции и белорусской милиции Международный образовательный центр уже не имел отношения к организации таких поездок, поясняет белорусский директор IBB Виктор Балакирев:

«Первые года были очень интенсивные контакты, мы возили в Германию белорусских милиционеров, они встречались с немецкими полицейскими, жили в семьях полицейских, вместе с ними выходили по ночам в дежурство. В свою очередь, немецкие полицейские приезжали в Беларусь, жили в семьях белорусских милиционеров, обменивались опытом. Постепенно это все ушло, интерес взаимный потерялся, и эти программы остановились. Вообще идея у немцев была хорошая. Как говорил представитель попечительского совета Дортмундкого международного образовательного центра Герберт Шнор, такие программы нужны, чтобы научить белорусскую милицию работать с демонстрантами демократическими способами. Мы знаем, что в Германии происходят столкновения между демонстрантами и полицией. Когда происходит транспортирование отработавшего ядерного топлива через железную дорогу, демонстранты приходят и приковывают себя наручниками к железнодорожному полотну. И что делать в этой ситуации? Мы знаем, как аккуратно немецкая полиция их берет и аккуратно выносит. Это вопросы неприкосновенности личности, прав человека, целый комплекс вопросов. И абсолютно достойная идея была у немцев - научить белорусских милиционеров, как в условиях демократического государства работать с людьми, которые выходят на демонстрации. Естественно, что они не учили их дубасить... Что получилось?.. Это же не благодаря немцам. Поэтому я считаю, что глупо и необоснованно делать упрек немцам».

Денис Фридрих, который сам родом из Беларуси, работает в Немецком союзе адвокатов и участвует в отборе стипендиатов программы «Объединение студенческого обмена в Центральной и Восточной Европе» (GFPS) как представитель немецкой стороны, считает, что упрек все же можно сделать - представителям немецкого посольства в Минске, которые знали, что в одно и то же время проходят суды за Площадь и тренинг немецких и белорусских милиционеров:

«Что касается сотрудничества между федеральной полицией Германии и милицией Беларуси, то здесь доверие между государственными структурами было разрушено, и надолго. Доверие было разрушено сразу после выборов 2010 года, а этот проект сотрудничества полиции и милиции еще более углубил кризис в отношениях между демократическими государствами и Беларусью. Большая ошибка в этом проекте была в том, что отсутствовал механизм контроля за этим проектом и механизм организации этого проекта. И здесь не доработали МИД Германии и немецкое посольство».

Но сейчас такая ситуация не может повториться, убежден Денис Фридрих, в том числе и потому, что оппозиционные партии Германии внимательно отслеживают ситуацию.

Вопрос об аморальности совместных проектов немецкой полиции с белорусскими коллегами на фоне репрессий в Беларуси подняли депутаты Бундестага, одной из инициаторов была Марилуиза Бек, член Комитета Бундестага по внешней политике, член Парламентской ассамблеи Совета Европы, эксперт фракции «Союз-90»/«Зеленые» по Восточной Европе.

Кристоф Беккер, политический советник Марилуизы Бек, говорит, что их фракция продолжает выполнять контрольную функцию. Журналист спросил у него, создан такой механизм, чтобы не повторилась ситуация накануне президентских выборов в Беларуси и после них, чтобы, образно говоря, немецкая дубинка и слезоточивый газ не попали в Беларусь и не были использованы во время президентской избирательной кампании:

«Не думаю, что это может снова случиться, потому что для федерального правительства это было большой потерей репутации. И мы, как оппозиция, как оппозиционная партия вправе и ставим такие вопросы, которые вы сейчас ставите, тем самым используем свою контрольную функцию и будем запрашивать, существуют ли такие кооперационные проекты».

Кстати, в связи с увольнением в конце июля 2012 года главы федеральной полиции Маттиаса Зегера в немецкой печати высказывались предположения, что причиной послужили именно его контакты с белорусскими властями.

Новоизбранный депутат Европарламента от Финляндии, член группы по работе с Беларусью Нилс Торвалдс упоминает в связи с этим скандалом прежние времена, когда он работал как журналист в России, и высказывает еще одну версию.

«Я вспоминаю времена работы журналистом в Москве. Когда мы сталкивались с милицией, то мы всегда имели дело с тем или иным уровнем коррупции. Борьба с коррупцией - непростой и длительный процесс, коррупция запускает корни глубоко, и здесь нужны изменения на самых разных уровнях общества», - говорит он

Председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько, который более года назад предложил провести аудит зарубежной помощи Беларуси, считает, что на самом деле механизм контроля, чтобы избежать такие ситуации, не создан.

«Нынешняя ситуация - это жизнь от скандала к скандалу, когда мы выясняем, что на самом деле идет поддержка белорусских силовых структур или белорусского чиновника. Скандал возникает в какой-то стране, например Германии, об этом пишут СМИ, активничает оппозиция, пытаются проводить какие слушания, и это - тупиковый подход. Нужно создание системы, которая сделает этот вопрос более транспарентным, открытым, которая просто не будет приводить к новым скандалам. Надо менять принципиальный подход...», - говорит он.

Проект сотрудничества немецких и белорусских силовиков - только небольшая часть помощи со стороны Германии, величайшего донора Беларуси среди стран ЕС. С 2006 по 2011 годы Германия выделила 118 миллионов долларов США (36 процентов от общей суммы донорской помощи, которую выдали страны ЕС с 2006 по 2011 год).



Последние новости:
Популярные:
архив новостей


Вверх ↑
Новости Беларуси
© 2009 - 2024 Мой BY — Информационный портал Беларуси
Новости и события в Беларуси и мире.
Пресс-центр [email protected]