Национальный Банк обнародовал данные об объемах валютного рынка Беларуси в декабре. По ним виден сегодняшний предел возможностей банковской системы по удовлетворению резко возросшего спроса на валюту, за которым следует ее дефицит и последующая девальвация, что и произошло.
Резко подешевевшие в долларовом эквиваленте товары в России и Украине из-за проходящей там сильной девальвации их национальных валют, стали объектом шоп-туров белорусов в эти страны. Особенным спросом у умудренных опытом собственных девальваций, уже знающих как вести в таких случаях белорусов стали автомобили и топливо. На это пошли десятки, если не сотни миллионов долларов, вывезенных в этих целях из Беларуси. Это явилось первым ударом по валютным запасам.
Вторым ударом по валютной ликвидности банковской системы Беларуси стал также связанный с ситуацией в России рост девальвационных ожиданий белорусов, которые поняли, что в таких условиях удержать ситуацию в Беларуси вряд ли удастся. В результате чего спрос на валюту также повысился, уже в целях сохранения собственных сбережений.
Ну, и в-третьих, все те же девальвации в России и Украине привели к сильному сокращению импортоемкости рынков этих государств, что негативно сказалось на белорусском экспорте, а значит, и на притоке иностранной валюты в страну.
В итоге спрос на иностранную валюту в декабре резко увеличился, а предложение ее осталось, можно сказать, на прежнем уровне, когда, как правило, в последний месяц года предложение увеличивается. В результате чистый спрос на валюту составил такую величину, что банковская система Беларуси оказалась не в состоянии его удовлетворить даже с помощью «самолетов с валютой».
Декабрь оказался месяцем рекордов и максимумов на валютном рынке Беларуси.
Общий объем удовлетворенного спроса на иностранную валюту в декабре, выраженный в объеме продаж ее банками субъектам хозяйствования и населению, оказался третьим по величине месячным показателем в истории - $3,71 млрд.
Первый, до сих пор не превзойденный объем удовлетворенного спроса за месяц, – декабрь 2010-го - $4,28 млрд. Второй – в июле 2013-го года, начале известного финансового миникризиса того года - $3,75 млрд.
Однако поскольку Национальный Банк с ноября 2014-го изменил методику отчетности в секторе субъектов хозяйствования – нерезидентов (в которой теперь не учитываются операции, совершаемые в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе, порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин), и теперь объемы ежемесячной покупки ими валюты в отчете уменьшились на несколько десятков миллионов долларов, можно утверждать, что в декабре 2014-го совокупный спрос на валюту – второй, а не третий, в истории по объему за месяц.
Кроме того, часть спроса в декабре оказалась неудовлетворенной. Хотя если учитывать и его, то здесь конкуренцию могут составить март и апрель 2011-го – месяцы начала самых масштабных после 90-х годов валютного кризиса и девальвации белорусского рубля.
Прошедший декабрь чем-то напомнил историю валютного рынка этих месяцев 2011-го – тот же дефицит валюты, те же очереди в обменные пункты в ожидании сдающих ее, то же увеличение курса пересчета цен на вещевых рынках, те же попытки избавления от дешевеющей национальной валюты и сохранения сбережений через еще не успевшие подорожать товары. Но в этот раз произошло все более быстро, будто по уже известному и отработанному сценарию.
Рис.1. Объем продаж банками инвалюты субъектам хозяйствования и населению в месяц
Как видно из диаграммы, спрос на валюту в ноябре еще был низким, даже ниже обычного на $600-800 млн (в этой сумме снижение объема из-за вышеуказанного изменения методики по валютному рынку нерезидентов – лишь не более $100 млн). В декабре же он увеличился, что обычно-то и происходит в этот период, но на этот раз – сразу на 73,7%.
С другой стороны, объем предложения валюты в декабре со стороны населения и субъектов хозяйствования-резидентов и нерезидентов вырос лишь на 2,9%, оказавшись ниже среднего по году, составив только $2,39 млрд.
По величине месячного предложения валюты декабрь – третий месяц с конца: ниже только ноябрь и февраль.
Рис.2. Объем продаж инвалюты банкам субъектами хозяйствования и населением в месяц
На ? увеличившийся валовый спрос на валюту, ставший одним из максимальных по объему, и оставшееся на прежнем уровне валовое предложение, с весьма низкой, ниже средней, величиной, сформировали второй по величине в истории валютного рынка Беларуси чистый спрос на валюту, размер которого (по объему чистой продажи инвалюты банками населению и предприятиями) в декабре составил $1,32 млрд.
Больший чистый спрос на валюту было лишь в декабре 2010-го - $2,08 млрд. Третий результат, также перед девальвацией (разовой) - в декабре 2008-го, $1,31 млрд.
Рис.3. Сальдо валютного рынка Беларуси: чистое предложение валюты («+») и чистый спрос на инвалюту («-») со стороны предприятий и населения, в месяц
Но настоящие рекорды в декабре были на валютном рынке в сегменте физических лиц, значение которого с каждым годом возрастает: общий спрос населения на валюту (наличную и безналичную) в отчетном месяце - $1,53 млрд, что является исторически максимальным месячным значением для этого сегмента, и 41,2% общего (на всех сегментах валютного рынка страны) спроса на валюту в декабре.
Даже перед кризисом 2011-го месячные объемы были меньше. В декабре 2010-го, например, лишь $1,17 млрд. Во многом это объясняется более высокой скоротечностью процессов в декабре 2014-го, из-за чего, как выше указывалось, весь (предварительно) спрос населения оказался сконцентрирован в этом месяце. Когда как перед кризисом 2011-го три месяца (ноябрь, декабрь 2010-го и март 2011-го) были с очень высоким спросом населения на валюту, выше $1 млрд, который суммарно за указанные месяцы составил $3,41 млрд.
В декабре 2008-го физические лица Беларуси, перед разовой девальвацией января 2009-го, скупили валюты на $1,23 млрд. В период же финансового миникризиса 2013-го объемы скупки населением валюты были также максимальными: в июле - $1,31 млрд (второй по величине объем), в декабре - $1,23 млрд.
Рис.4. Объем продаж банками наличной и безналичной инвалюты населению в месяц
Из диаграммы видно, что в целом объем спроса на валюту в последние два года выше, чем был раньше. Это во многом объясняется увеличением до исторически максимальных размеров доходов населения в долларовом эквиваленте. В 2014-ом году зафиксировано рекордное значение долларового эквивалента средней месячной заработной платы в Беларуси. И в целом в инвалютном исчислении многие валовые показатели 2013-го и 2014-го годы являются рекордными. В том числе и цены - доллар 2014-го и доллар 2010-го в Беларуси отличаются по своей покупательной способности.
Объем продаж населением валюты в последние три года также рос, в том числе, по этой причине. Но еще и из-за того, что после кризиса 2011-го в стране были установлены весьма привлекательные условия по рублевым вкладам для физических лиц, которые приносили громадные доходы даже в долларовом эквиваленте. Что понуждало владельцев инвалютных сбережений продавать валюту и размещать белорусские рубли на банковские депозиты.
Однако уже в ноябре ситуация изменилась и валюта вновь оказалась в цене – продажи ее резко сократились. Частично здесь повлияло сокращение доходов белорусских трудовых мигрантов, работающих в России – долларовый эквивалент их доходов там сильно снизился, а для многих привлекательность российского рынка труда исчезла полностью. В итоге приток валюты от «гастарбайтеров» значительно уменьшился.
Но все же наибольшее значение в сокращении продажи населением валюты белорусским банкам - это увеличение вывоза валюты в Россию и Украину и продажа ее в тех странах, в шоп-турах.
Кроме того. когда стало ясно, что девальвация неизбежна, люди старались попридержать валюту, и только предновогодние расходы и увеличение курсов покупки валют в обменных пунктах, в рамках законодательных нововведений (налога на покупку валюту), не позволили объему предложения валюты сократиться еще больше.
Таким образом, в декабре продажа физическими лицами валюты белорусским банкам составила лишь $627 млн, в ноябре - $669 млн, когда как средний за предыдущие 10 месяцев года показатель- $828 млн. Доля продажи валюты на этом сегменте валютного рынка – лишь 26,2% от объема продажи на всем валютном рынке страны.
Рис.5. Объем продаж населением наличной и безналичной инвалюты банкам в месяц
Ну и закономерным, после рекордного объема месячной покупки населением валюты и снижения им ее продажи, является фиксация в декабре 2014-го исторически максимального отрицательное сальдо купли-продажи физическими лицами валюты - $-902 млн. Это 68,5% от общего минусового сальдо валютного рынка Беларуси.
Ближайшее значение - $-710 млн в декабре 2008-го и $-622 млн в июле 2013-го. Перед кризисом 2011-го превышение объемов покупки населением валюты над объемами ее продажи и то не превышало $600 млн.
Рис.6. Сальдо валютного рынка сегмента физических лиц Беларуси: чистое предложение валюты («+») и чистый спрос на инвалюту («-») населения, в месяц
А вот в секторе валютного рынка субъектов хозяйствования-резидентов Беларуси рекордных значений в декабре не отмечено.
Предприятия-резиденты купили валюты на $2,15 млрд, что далеко до исторически максимальных значений.
Рис.7. Объем продаж банками инвалюты субъектам хозяйствования - резидентам. в месяц
При кажущейся на первый взгляд большей стабильности ситуации здесь кроется опасность в виде неудовлетворенности спроса на инвалюту в большом объеме. Межбанковский рынок в Беларуси запрещен, а биржевой рынок является весьма регулируемым и манипулятивным для Национального Банка. И этот неудовлетворенный спрос может вылиться в дополнительный к обычному, что вызовет повышение курса, подорожание валют в январе. Тем более, что Нацбанком с его новым руководством проведена довольно оперативная либерализация валютного рынка с обещанием не тратить ЗВР на поддержание курса.
Несмотря на введение в декабре нормы 50% обязательной продажи полученной от экспорта валюты, это не увеличило существенно объем ее предложения. На валютном рынке в сегменте субъектов хозяйствования – резидентов Беларуси рост продажи валюты к значению предыдущего месяца – лишь 2,7%, до $1,70 млрд. При том, что среднемесячный объем предложения валюты за одиннадцать предыдущих месяцев в этом сегменте - $1,86 млрд, то есть выше, чем в декабре, чего, как правило, не бывает.
Рис.8. Объем продаж инвалюты банкам субъектами хозяйствования - резидентами, в месяц
А вот сальдо валютного рынка в этом сегменте оказалось наихудшим с декабря 2010-го - $-450 млн, а ведь весь посткризисный, начиная с конца 2011-го, период характеризовался, до этого момента, серьезным улучшением дел с этим показателем. Что прежде всего связано с выгодными для Беларуси изменениями в области импорта российской нефти и экспорта выработанных из нее нефтепродуктов.
Рис.9. Сальдо валютного рынка Беларуси: чистое предложение валюты («+») и чистый спрос на инвалюту («-») со стороны субъектов хозяйствования - резидентов, в месяц
Будущее валютного рынка Беларуси, рост и снижение его качественных показателей, будут больше зависеть от ситуации в России, которая (ситуация), в свою очередь, зависит от мировой цены на нефть и уровне западных санкций. Они же – от того как будет вести себя Россия в отношении Украины.