Торговый центр, построенный на деньги предпринимателей, пустует 1.5 года.
О затянувшейся серьезной проблеме между долевыми собственниками торговой площади нового ТЦ «Импульс-2» на базе ОАО МПОВТ (бывший завод Орджоникидзе), инвестором и государством charter97.org рассказала одна из индивидуальных предпринимателей, вложивших свои сбережения в строительство этого объекта. Арина подробно рассказала о том, как она вложила свои деньги еще в 2005 года, а достроенный центр простаивает в центре Минска вот уже полтора года. Когда торговые площади отдадут собственникам и отдадут ли — главный вопрос на повестке каждого нового дня у 180 человек.
— Расскажите, как обстоит дело с торговым центром «Импульс-2».
— Там очень запутанная и сложная ситуация. Если кратко, то можно сказать одной фразой: это уму не постижимо. Мы, около 180 человек, в это все ввязались в разные годы. Мингорисполком дал разрешение на застройку данного объекта в 2005 году. Сразу пошли процессы — выделение земли, все, как положено. С 2005 года люди начали вкладывать деньги. Людям предлагалось построить торговые места в свою частную собственность. Естественно, была везде реклама: в СМИ, на рекламных баннерах и растяжках, в интернете. По радио «Би-Эй» реклама шла очень долго, мол, приглашаем к долевому строительству, расширение торгового центра «Импульс» и так далее.
И вот, люди вложили свои средства — и понеслась. Лично я, к примеру, залезла в кредит и вложилась в строительство еще в 2005 году. В течение четырех месяцев полностью закрыла перед ними свой долг. А что мы имеем в итоге? Мы имеем в центре города здание, готовое на 95% — документы тому свидетельство. Все готово — и оно пустует. В чем проблема, кому мы стали поперек горла? Я не могу понять. Объект не вводят в эксплуатацию — и все.
— Как долго объект готов и простаивает?
— Он уже стоит больше, чем полтора года! Объект уже точно готов: мы лично были на своих торговых площадях, видели, что все достроено, уже стоят роллеты! Единственное что, там еще не пробиты проходы и какие-то моменты по пожарной безопасности. Но ведь эти ньюансы есть в любом строящемся объекте! На самом деле, суть не в этом. Есть посредник, ООО «Фарт-Плюс», которому мы отдали деньги. С этим инвестором и с застройщиком заключен инвест-договор. Фактически, сейчас уже Министерство промышленности уже рассматривает возможность расторжения этого договора. Представляете? Они уже ищут какие-то юридические компании, которые могли бы взяться за этот процесс расторжения. А что получается? Деньги-то мы отдали инвестору! У инвестора в траст-банке висит огромный кредит на сегодняшний день.
— Как пытается решить проблему сам инвестор?
— Сам инвестор вообще ноль по фазе. Я вообще не могу понять их позицию, ни с какой стороны. То ли они отмалчиваются, то ли не хотят разбираться. По-крайней мере, явного желания разбираться в ситуации я не вижу.
— С вами ведется какой-то диалог, вы знаете контакты инвестора?
— Конечно. У нас есть контактные телефоны и юриста этой организации, и директора, и даже знаем где их офис. Они туда приходят на работу. Но такое ощущение, что сверху поставлена задача не отдавать этот объект — и все.
— В чем причина происходящего?
— Я могу предположить, что на каком-то этапе застройщик с инвестором просто не сошлись в каких-то вопросах. И пошла борьба, непонятно кому выгодная. В этом году вышло распоряжение Лукашенко о необходимости продать всю эту территорию из-за того, что у нас слишком запутанный «клубок» и неразбериха. Думают продать это все непонятно кому, уже даже дважды выставляли объект на аукцион, кроме этого его выставляли на аукцион уже даже частями, ведь на нашей территории много прилегающих объектов. И государство пытается это продать.
— К чему, по вашему мнению, могут привести все эти манипуляции с торговым центром?
— Я могу предположить, что они просто хотят весь объект просто превратить в государственную собственность, прибрать его к рукам — и все на этом. Потому что когда я думаю о механизме возврата денег — я этого вообще не представляю. Нынешний инвестор «Фарт-Плюс» вообще без денег, я удивляюсь даже, как это все построили. У меня вообще есть подозрение, что это изначально было такой схемой, чтобы в конечном итоге получить то, что имеем.
— То есть, обновленное, готовое для использования здание и украденные у беззащитных людей деньги. Как удобно!
— Именно. Вроде бы объект есть, а вроде бы и нету. Мы пошли, отдали деньги — и все на этом. Никаких прав мы не имеем.
— Вы не боитесь, что ваши деньги просто «таинственным образом» исчезнут?
— Дело в том, что инвестор наш уже даже привлекался к уголовной ответственности. Они отсидели в СИЗО 2 месяца, потом их отпустили за недоказанностью вины — в общем, они ничего не боятся. Нет, ну правда: по таким схемам весь мир строился! По таким же договорам, с такими же посредниками.
— Как такое вообще могло произойти?
— Вы поймите, это же не то что какие-то дураки поприходили и поотдавали свои деньги. Люди грамотные, некоторые даже с юридическим образованием, бывшие прокуроры — в общем, нормальные, адекватные люди. Я не понимаю, как могло такое произойти. И никто не берет на себя ответственность! Никто! Они как гуляли, так и гуляют дальше, ничего не делая. Мы уже устали, обиваем пороги везде, где мы только ни были. И в Министерстве промышленности, и в госкоммимуществе — по милионному кругу, регулярно, это уже круги ада для нас! Все нас отбрасывают. Последний раз отбросили до уровня Советского исполкома, то есть, спустили ниже. Все нас просто отфутболивают! Я вообще не понимаю, почему в это дело не вмешивается Лукашенко. Может, они на самом деле боятся, что он примет решение о продаже этого куска земли, и поэтому ищут, какому бы другому инвестору этот объект перепродать. А какой инвестор за это возьмется? Там же вложены сумасшедшие деньги! Как им с нами рассчитаться? Я вообще не представляю, что делать и куда стучаться.
— Недавно поменялось правительство. Может, новые чиновники ведут себя как-то иначе?
— По сегодняшний день все структуры, уполномоченная в решении данного вопроса, бездействуют. Поменялись министры — и вот, мы уже начинаем ходить к новым министрам. То у одного отпуск, то у другого! Шорец спустил наш вопрос на уровень Советского исполкома, идем к Позняку — он тоже оказывается резко в отпуск уходит. Нам городят ерунду! Это просто цирк, это все уже просто невыносимо слушать! Такое ощущение, что это просто кидалово. Рэкет, не побоюсь этого слова, на высочайшем уровне. Все наши документы проверяла прокуратура, вызывали многих свидетелей, узнавали подробности — все чисто, все прозрачно, все договора обычные, нормальные. А в итоге, здание стоит полтора года — оно могло бы давным-давно функционировать, люди могли бы уже давно спокойно работать или сдавать помещения, платили бы спокойно налоги и жили дальше.
— Ваша частная, по сути, собственность, находится в заложниках?
— Знаете, что самое интересное? Что вопрос о нашей частной совести вообще не ведется. Такое ощущение, что они только что о нас узнали. А когда мы начинали ходить и обивать пороги год назад — о нас вообще впервые слышали! Чиновники открыто, в глаза говорили, мол, как же так, вы вложили такие деньги — а мы о вас не слышали. Издевки, насмешки! «Кому вы деньги отдали? Какой-то шарашкиной конторе!». На что лично я ответила: «Стоп, между той «шарашкиной конторой» и государственным учреждением был заключен договор. Я поверила государству! А то, что я инвестору отдала деньги — так эти схемы действуют везде, во всем мире. Это просто не описать словами, что происходит на данный момент в стране по нашему вопросу. И хуже всего, что никто не пытается разобраться: мы получаем стандартные отписки — и никаких конструктивных подвижек вообще в принципе не происходит. У нас кипы бумаг, куча обращений и ответов, которые еще ни к одному нормальному завершающему действию не привели. Мы толчемся на одном месте. Мы подключали и юристов, и кого мы только ни привлекали. Такое ощущение, что с нас просто собрали деньги — и ждут, когда же у нас закончится терпение, чтобы уже закрутить последнюю гаечку и на этом все. Это же ненормально. Те директора, которые принимали в этом участие, до сих пор ходят на расслабоне, как будто нас нет.
РОО «Перспектива» подготовила открытое обращение к Лукашенко. Председатель организации Анатолий Шумченко считает ситуацию дикой и напоминает о кризисе в стране.
— Мы надеемся, что кто-то ответит за эту дикую ситуацию. Сегодня в государстве считают каждую копейку, а тут в центре Минска пустует почти готовое здание, которое должно приносить немалый доход в бюджет.