Лукашенко пытается перевести стрелки общественного недовольства.
13 января состоялось совещание, на котором обсуждался проект декрета, направленный против «тунеядцев». В госСМИ это мероприятие по сути свелось к шоу одного актера: диктатор нещадно бичевал «нетрудовых элементов»,
Содержательная часть совещания осталась за кадром. Возможно, её и не было. Во всяком случае, ничего принципиально нового Александр Лукашенко не сказал. На выходе – лишь поручение доработать декрет в течение месяца.
Возникает логичный вопрос: зачем в таком случае было устраивать ритуальное «метание громов и молний»? Ответ можно найти в недавнем социологическом опросе, проведенном Незавсимым институтом социально-экономических и политических исследований. Как выясняется, «борьба с тунеядцами» довольно популярна в обществе.
Распределение ответов на вопрос: «Белорусские власти объявили о мерах против «тунеядцев» – лиц, которые официально нигде не работают. Запланированные меры предусматривают как принуждение их к труду, так и уплату ими специального налога. Какие меры в отношении указанных лиц одобряете лично Вы?»
Таким образом, более 70% поддерживают эту инициативу власти. «Она любит выпить – этим надо воспользоваться!» – говаривал персонаж фильма «Здравствуйте, я ваша тётя!».
Очевидно, что девальвация белорусского рубля больно ударила не только по карманам гражданам, но и по рейтингу главы государства. У власти возникла необходимость направить общественное недовольство в иное русло. Похоже, именно в этих целях решено было растянуть мыльную оперу «Лукашенко против дармоедов» еще на несколько серий. Глядишь, часть публики переключится с обсуждения экономических «успехов» руководства Беларуси на осуждение паразитов, жирующих на теле трудового народа.
Подобные приемы практически безотказно срабатывают уже на протяжении 20 лет. Но в один прекрасный день власть рискует столкнуться с тем, что многократно проверенный фокус перестает работать. Сколько веревочке не виться, конец все равно будет. И тогда уже прикрыться «тунеядцами», как щитом, не получится.
Вадим Ливнев, «Салiдарнасць»