Расстрел парижской редакции выгоден тем, что хочет переключить внимание Европы с Украины на ее внутренние проблемы.
Последний раз, если не ошибаюсь, карикатуры на пророка Мухаммеда "Шарли Эбдо" опубликовало три года назад. Срок давности, когда религиозные фанатики могли бы как-то ответить, прошел. Когда я смотрю видеозаписи нападения, складывается впечатление, что работают профессиональные киллеры. Я видел в своей жизни много религиозных фанатиков, как мусульманских, так и немусульманских. Это люди эмоциональные, неадекватные, совершающие поступки в порыве экстаза и гнева.
Что я видел на видео? Профессиональных киллеров, которые абсолютно отрешенно, как будто выполняя будничную работу, расстреливают людей. Мне этот факт сразу дает основание сомневаться, что убийцы были религиозными фанатиками.
Во-вторых, сам теракт странный. Он мне сразу напомнил теракт в Волгограде в декабре прошлого года, когда после подрыва троллейбуса нашли паспорт террористки. То же самое произошло в Париже. Очень интересное совпадение. Преступники идут на целенаправленное преступление, и не просто берут с собой документы, но и теряют их.
Кому это может быть выгодно? Европейскому сообществу? Нет. Мусульманскому сообществу, в том числе европейскому мусульманскому сообществу? Тоже нет, потому что оно оборачивается против мусульман Европы. Наиболее это выгодно тем, что хочет переключить внимание с проблем в Украине на внутренние проблемы Европы. Я не буду называть конкретных имен, но мы имеем классическую схему переключения внимания.
Внимание переключилось – и что мы видим? Обострение ситуации в Донбассе. Сегодня началось массированное наступление в Донецком аэропорту, убиты люди в маршрутке под Волновахой. Сейчас внутри Европы не до проблем в Украине, не до санкций. Запущен маховик внутренней дисгармонии. Я не могу ничего утверждать, я не следователь, но я вижу, что парижский теракт играет эту роль.
Кроме того, нападение на редакцию имело еще одну цель – посеять проблемы внутри самой Европы, подняв волну исламофобии. Этим пытаются всячески воспользоваться, в том числе и праворадикальные партии в Европе. Повсеместно раздаются призывы к СМИ перепечатывать карикатуры, вышедшие в "Шарли Эбдо", что только еще больше провоцирует накал страстей.
Я никоим образом не оправдываю террористов, наоборот, осуждаю. Исламская традиция запрещает убийства и насилие, а все спорные вопросы должны решаться цивилизованным законным путем в правовом поле конкретной страны, в данном случае Франции. Однако не хотелось бы, чтобы под маркой свободы слова оскорблялись религиозные чувства верующих.
Высмеивать экстремистов, политиков, какие-то такие вопросы современные, я думаю, в определённых рамках допустимо. Но высмеивать пророков, Бога – недопустимо абсолютно. Раз свобода слова — демократическая ценность, она не должна в себе нести издевательство, насмешки и насилие над разумом, сознанием и верой.
Духовная сфера очень тонкая, интимная сфера человеческой жизни. Нельзя высмеивать святое. Христианство, иудаизм и ислам – религии с тысячелетней историей. И когда объектом насмешки становятся символы веры для миллионов людей, возникает вопрос о грани между свободой слова и ответственностью. Нигде в мире законодательно не установлена эта грань. Я считаю, задача государства эти рамки поставить. Вот как были очерчены рамки в отношении Холокоста, подразумевающие, что насмешки или отрицание нацистского геноцида являются преступлением. Такая же граница должна быть установлена в отношении всех мировых религий. Мне кажется, такая регламентация позволила бы избежать в будущем конфликтов, подобных случившемуся в Париже.
Саид Исмагилов, муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма»
ТСН