«Налог на тунеядство» - попытка возрождения системы принудительного труда.
Об этом в интервью charter97.org заявил председатель Белорусского конгресса демократических профсоюзов (БКДП) Александр Ярошук.
— Как вы оцениваете такой шаг белорусских властей, как принудительные поборы с официально неработающих?
— Знаете, ничего тут оригинального нет. Это все возврат к старым добрым советским традициям. В СССР тоже боролись с тунеядцами, с дармоедами… Наша власть особенным образом устроена и не скрывает ностальгии по временам, когда все ходили строем. Здесь попытка сделать то же самое по лекалам советских времен уже в новую историческую эпоху и в новых условиях. Власти пытаются выстроить систему принуждения к труду, это именно так и называется. Принудительный труд осуждается во всем мире, в частности, Международной организацией труда.
Налог на тунеядство продолжает традицию системы срочных трудовых контрактов как разновидности принудительного труда, которая была введена еще Декретом №29, также Декрет №9 от 7 декабря 2012 года ввел принудительный труд в деревообработке. И здесь тоже идет речь о том, чтобы подобным образом они пытаются принудить людей работать. Но, понятное дело, что это является нарушением прав человека. Какое вообще ваше дело — работает человек или не работает? Что касается уплаты налогов, так налоги человек платит каждый час, потому что он ходит по магазинам и приобретает товары, в цену которых уже заложены налоги. Каждый белорус просто тем, что ест, одевается и обувается в Беларуси, стимулирует белорусскую экономику. Тем самым он уплачивает все налоги. И все эти пассажи о «дармоедах» не оправданы.
— По кому больше всего ударит «налог на тунеядство»?
— Очень важный момент: в стране, по подсчетам власти 500.000 человек, из которых 100.000 — домохозяйки, имеют объективные причины не работать. Так вот то, что они не работают — это проблема не этих граждан, а проблема всей страны, поскольку они сделали упор на командно-административные методы управления экономикой. Поскольку власти не хотят развивать рыночные отношения и переводить страну к цивилизованному развитию, они этим самым не дают возможность сотням тысяч людям создавать свои рабочие места, заниматься бизнесом и этим самым иметь достойную работу. И поскольку они не имеют такой возможности, они вынуждены приспосабливаться к существующим условиям, и часто занимаются трудовыми отношениями безо всякого официального оформления. Это проблема властей, которые не хотят надлежащих условий только с одной-единственной целью: чтобы не дать возможности людям почувствовать себя экономически свободными, а, следовательно, свободными и политически.
— Каковы будут последствия этих мер?
— Я думаю, что какой-либо по отдельности декрет или очередной одиозный правовой акт, который выходит из-под пера белорусских властей, не способны привести к каким-то акциям протеста либо волнениям. Но что касается совокупности этих действий — а мы видим, что последовательно и целенаправленно выстраивается система — Декрет №29, который ввел систему срочных трудовых контрактов, Декрет №9, который ввел напрямую принудительный труд, Декрет №5, который очень серьезно ухудшил правовое положение и работников, и нанимателей. Теперь, все эти правовые акты в совокупности, этот блок указанных декретов с ухудшением экономической ситуации — а она совершенно очевидно ухудшается, учитывая девальвацию и тому, что белорусская продукция становится все более неконкурентоспособной, а на целом ряде предприятий идут сокращения рабочей недели и проблемы с выплатами зарплат и с величиной зарплат — все это может привести к росту социальной напряженности.
– У властей еще есть шанс все исправить или мы уже прошли «точку невозврата»?
— В этой ситуации власти должны были принимать диаметрально противоположные решения: не закручивание гаек, а «откручивание», с тем, чтобы дать людям возможность самим работать и зарабатывать. Сегодня они будут принуждать «тунеядцев» к труду, и в то же самое время в целом ряде крупных предприятий, таких как «МАЗ», «Гомсельмаш» работают 3-4 дня в неделю, а в первой декаде подавляющее количество белорусских госпредприятий простаивало — это просто абсурд! Вы хотите несколько сотен тысяч людей, которые с вашей точки зрения являются бездельниками, работать, но где они будут работать, если у вас даже не заняты те, кто официально числятся работающими? На самом деле, все надо делать с точностью до наоборот. Сейчас нужно создавать предпосылки для либерализации экономики, для того, чтобы люди могли свободно и беспрепятственно создавать свой собственный бизнес, заниматься предпринимательством, создавать новые рабочие места. Только в этом есть шанс для Беларуси на перспективу и на то, что в дальнейшем люди смогут иметь в достаточном количестве рабочие места, которые будут гарантировать достойный труд и достойную оплату.