Жительницу Минска Елену Стогову будут судить в понедельник 19 января.
Иск против нее подал прапорщик УВД по охране Минского метрополитена. Игорь Дунько уверяет, что девушка своим постом Живом журнале оскорбила его персональную честь и достоинство, пишет «Белорусский партизан».
Прапорщик заявил что выражения «ментовская страна», «менты» и «ненавижу вас всей душой» были восприняты им как оскорбления его чести и достоинства.
3 декабря 2014 года в 19 часов вечера дежурная у турникетов не пропустила Елену Стогову в метро под предлогом того, что девушка якобы пьяна. По словам минчанки, она была абсолютно трезвой и настаивала на составлении протокола и экспертизе. Работники метрополитена были непреклонны, от протокола и экспертизы отказались, но девушку в метро не пропустили. Перепалка заняла всего несколько минут. Все это время рядом стоял вальяжно прапорщик милиции.
Позже сотрудники метро распространили запись с камер видеонаблюдения. Она была намерено замедленна, чтобы создалось впечатления, что Елена Стогова неадекватно жестикулирует.
Журналисты разыскали девушку и поговорили с ней.
- Елена, вас допрашивали в милиции метрополитена - почему там и на каком основании? То есть милиционер из метро подает на вас в суд и милиция метрополитена вас допрашивает?
- Да, меня пригласили в УВД по охране Минского метрополитена. Основание - поступивший на меня иск.
Я давала показания, а сотрудница управления фиксировала мою версию произошедшего и мотивы, по которым в сети появился мой рассказ. Это была процедура, которая предшествует передаче дела в суд. Моими показаниями был дополнен уже составленный протокол - там достаточно толстая папка, где собраны все материалы этого дела.
- Главная претензия прапорщика к словам «менты» и «ментовская страна»?
- С точки зрения этого должностного лица, я унизила его при исполнении.
Разумеется, лично этого человека (как и двух других людей, фигурирующих на фото) мои слова не касались, они относились к ситуации в целом.
А о том, что слово «менты» - ругательное, я узнала только на встрече в УВД. «Менты» - ведь так даже известный сериал про милицию называется.
- Присутствовал кто-то из руководства метро во время допроса?
- Во время допроса присутствовали три человека: я, мой адвокат и сотрудница УВД, которая меня допрашивала.
- Судя по видео, милиционер стоял рядом, но не вмешивался в ваш спор с работниками метрополитена. Вы предлагали пройти медицинское освидетельствование на предмет алкогольного опьянения?
- Да, я и в своем блоге тогда написала: когда сотрудница метрополитена пригласила по моей просьбе людей в форме, я настаивала на медицинской экспертизе. На видео с камер наблюдения, которое распространил метрополитен, вся беседа именно об этом. Я предлагала сотрудникам не быть голословными в своих выводах о моем состоянии. А они в ответ только иронизировали, подшучивали и просили меня покинуть подземку.
- Почему вы решили тогда описать ту ужасную историю? Что вас больше задело в том конфликте?
- Я пришла домой абсолютно в шоке. Меня настоколько оскорбило такое отношение к людям. То, что на пустом месте, абсолютно ни в чем не виновного человека легко могут сделать виноватым, что не могла сдержаться и написала обо всем в своем журнале.
После того, как меня не пустили в метро и я поднялась на холод (а в те дни по вечерам в Минске было около 20 градусов мороза), стало дико обидно. Буквально до слез. Меня трясло от случившегося даже когда я приехала домой. Ничего не помогало: ни «поплакать в жилетку», ни прогулка с собакой. И я выговорилась в своем ЖЖ.
Больше всего задело то, что даже мирный человек, вроде меня, может быть таким вот образом внезапно остановлен и унижен безо всяких разбирательств.
- Почему вы потом заблокировали свой пост в ЖЖ о метро? Испугались?
- Спустя пару недель запись на какое-то время была закрыта, точнее, переведена в режим «только для меня».
Но не потому, что я испугалась или мне стало стыдно. Меня попросил об этом один из клиентов, с которым я сотрудничаю по пиару. Мол, это может повредить его бизнесу. Чуть позже этот человек сам предложил все вернуть. Так что пост на месте.
- Как реагируют ваши знакомые на то, что с вами произошло?
- Инцидент показал, как много со мной рядом чутких, добрых, замечательных людей.
Поддержали и продолжают поддерживать в том числе незнакомые люди, которые присылали письма и сообщениями со своими историями и теплыми словами. Десятки людей, десятки историй.
Оказалось, далеко не все готовы писать жалобы или озвучивать свою позицию, когда сталкиваются с несправедливостью, хамством или «синдромом вахтера». Люди молча идут домой и жалуются друг другу на кухне. И я хорошо их понимаю: надо быть очень сильным человеком, чтоб встречный огонь не выжигал нервы и здоровье.
- На ваш взгляд, насколько простой белорус, который не занимается политикой, защищен от произвола охранников метро или каких-то людей, облеченных властью?
- Когда я читала истории, которые приходили мне на почту, волосы вставали дыбом. Увы, мой инцидент меркнет по сравнению с тем, что пережили другие, которые, как и я6 никак не связаны с политикой и далеки от оппозиционных настроений.
Эти полтора месяца очень меня изменили.
Будто живешь в мультике про «розовых единорогов, писающих звездами», и вдруг тебя внезапно помещают в плохое кино. Не знаю, каков будет финал этого фильма.
Факт, что я очень благодарна этой истории: она делает меня сильнее, мудрее и открывает глаза на реальные настроения в нашем обществе.