Финансовое положение белорусских предприятий указывает на очередной кризис в реальном секторе.
Показатели убыточных организаций в 2014-м оказались намного хуже, чем в предыдущие годы, когда страна переживала более сложные времена. В 2015 году, прогнозируют эксперты, ситуация в реальном секторе Беларуси вряд ли улучшится.
13 триллионов убытков
Данные о финансовых результатах деятельности организаций за январь-ноябрь 2014 года показали истинное положение дел в реальном секторе экономики. Тема полученных предприятиями убытков заслуживает отдельного внимания, поскольку величина финансовых потерь организаций оказалась весьма существенной для экономики.
Убытки белорусских предприятий в январе-ноябре 2014 года достигли 12,97 трлн. рублей. Величина финансовых потерь убыточных организаций в январе-ноябре 2014-го оказалась почти в 1,9 раза больше по сравнению с 11 месяцами 2013 года.
Данная динамика вызывает тревожные ощущения, и вот почему. Объем чистой прибыли в целом по экономике в январе-ноябре 2014 года составил 50,3 трлн. рублей. Таким образом, доля убытков предприятий к общему объему чистой прибыли по экономике составила 25,8%. Иными словами, на каждый рубль убытков приходится только четыре рубля прибыли предприятий.
Стоит подчеркнуть, что с точки зрения исторической динамики это крайне низкий показатель. Даже в 2009 году, когда наша промышленность переживала последствия мирового кризиса, и в 2011-м, когда белорусские предприятия столкнулись с длительным финансовым кризисом на внутреннем рынке, доля убытков предприятий в масштабах всей экономики была существенно ниже.
Так, в 2008-м размер убытков предприятий к объему прибыли в целом по экономике составлял 13%, в 2011-м — 16,1%.
Динамика изменения показателей убыточных предприятий в 2008-2014 гг.
Как видим, доля убытков предприятий в масштабах всей экономики в 2014 году сложилось на гораздо более высоком уровне, нежели в предыдущие сложные для страны годы. Таким образом, хотя официальных заявлений о том, что в прошлом году белорусская экономика переживала кризис, не звучало, финансовые результаты работы предприятий свидетельствуют именно об этом.
2015-й будет сложнее 2014-го?
Данные о платежеспособности предприятий представляются ежеквартально и на 1 января появятся только в феврале 2015-го, однако, учитывая октябрьские показатели, эксперты ожидают, что по итогам 2014-го картина будет еще более плачевной, чем осенью.
«На 1 октября 2014 года 36% предприятий, учитываемых официальной статистикой, являлись неплатежеспособными, а 25,4% не имели собственных оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности. По итогам года мы, скорее всего, будем констатировать еще более удручающую картину в реальном секторе», — предполагает экономист Антон Болточко.
Основным генератором убытков в текущем году являются промышленные предприятия.
Так, по данным на 1 декабря 2014 года величина чистого убытка, полученного промпредприятиями, составила 8,76 трлн. рублей, то есть две трети убытков генерируют промпредприятия. Причем по сравнению с январем-ноябрем 2013 года сумма чистого убытка промышленных предприятий увеличилась практически в 2 раза (на 97,5%).
Основной рост убытков в минувшем году пришелся на предприятия машиностроения — убытки производителей машин, транспортных средств и оборудования составили в январе-ноябре 2014 года почти 3,4 трлн. рублей и увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2013 года более чем в 8 раз.
Традиционно убытки существенно нарастили и предприятия легпрома — производители обуви и изделий из кожи увеличили в январе-ноябре 2014 года убытки в 2,75 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.
Показательно, что организации, убытки которых значительно возросли в прошлом году, имели большие складские запасы в конце 2014-го.
Так, по состоянию на 1 декабря 2014 года товарные запасы производителей машин и оборудования в 2,4 раза превышали месячный объем выпуска продукции. На складах производителей транспортных средств находился двухмесячный объем производства, а на предприятиях легпрома (которые выпускают обувь и иные изделия из кожи) и вовсе запасы превышали месячный объем выпуска в 3,7 раза.
По мнению белорусских аналитиков, рост запасов обусловлен сложной экономической ситуацией в России, в результате чего спрос на белорусскую продукцию на российском рынке снизился, а госпредприятия ввиду сложившейся производственной политики понесли значительные потери.
«Частные предприятия, реагируя на ситуацию в России, заинтересованы в снижении объемов производства и, возможно, вынуждены идти на оптимизацию численности своего персонала. В то же время у государственных предприятий приоритеты остаются другие — сохранение объемов производства, рабочих мест, поэтому на фоне ситуации в России рост убытков в реальном секторе Беларуси закономерен», — полагает финансовый аналитик официального партнера «Альпари» в Минске Вадим Иосуб.
Нынешняя ситуация в промышленном секторе, говорят белорусские экономисты, доказывает неэффективность существующей модели управления предприятиями, в рамках которой субъекты хозяйствования ради поддержания объемов производства наращивают складские запасы.
«Объем производства в промышленности поддерживается на уровне прошлого года, а финансовые результаты деятельности предприятий показывают реальную картину дел и свидетельствуют о том, что работа на склад не всегда эффективна», — говорит Антон Болточко.
Будущее положение белорусских предприятий во многом будет зависеть от того, какой будет экономическая ситуация на российском рынке.
Сегодня главным рынком сбыта для основных экспортируемых белорусских товаров (исключая нефтепродукты и калийные удобрения) является Россия, и поэтому ее экономическое развитие будет определять финансовое положение белорусских предприятий.
Вместе с тем, согласно последним оценкам Минэкономразвития России, в случае стабилизации мировых цен на нефть на уровне 45 долларов за баррель ВВП нашей восточной соседки может снизиться на 4-5% в 2015 году.
«Вероятно, условия на российском рынке в наступившем году будут еще более жесткими в плане спроса на белорусскую продукцию. Поэтому финансовое положение наших предприятий может быть еще сложнее, чем в 2014-м», — резюмировал Вадим Иосуб.
Дмитрий Заяц, «Белорусские новости»