Желающих найти работу стало в 1,5—2 раза больше, но на нищенскую зарплату люди не согласны.
Начальник отдела службы занятости Гродненского райисполкома Елена Малахович замечает, что «тунеядцы» переживают нынче настоящий стресс, пишет «Советская Белоруссия».
— Они вдруг поняли, что каждый день нужно будет встать рано, куда-то пойти, что-то обязательно делать... Праздный образ жизни в последнее время казался некоторым гражданам все более привлекательным, о чем свидетельствует тот факт, что с каждым годом интерес к услугам нашей районной службы занятости заметно ослабевал.
— Испугаться-то испугались, — размышляет Елена Константиновна, — а работать все равно не хотят. На 3 миллиона вообще никто не соглашается. Хотят сразу минимум 5—6 и выше. При этом просят: мол, подыщите что-нибудь такое, чтобы ничего не нужно было делать. И ни у кого нет хотя бы мало-мальски профессионально ориентированного образования! А если оно когда-то и имелось, уже полностью утрачена квалификация, нет опыта, в общем, все забыто. Предлагаешь подучиться — нет! Хотя, что таить, ведь и наниматели не очень-то стремятся брать кандидата, у которого за плечами только курсы. Им подавай сразу с опытом и стажем!
Вместе с тем ассортимент вакансий в Гродненском районе сегодня не отличается разнообразием: почти все они — в сельском хозяйстве. Например, всегда требуются трактористы, электрогазосварщики, водители, токари, кузнецы... При этом соискатели через одного лишены водительских прав и состоят на учете у нарколога, сетует Елена Малахович:
— Вот куда таких кандидатов пристроить? Получается, что самое большее, на что они способны, — это мести улицы и мыть полы. Но и тут ведь боятся перетрудиться! Им подавай место подсобного рабочего. А на предприятиях востребован только квалифицированный труд. Существует и объективная проблема: подходящее место работы частенько слишком далеко от дома. Тут надо и с транспортом угадать, и выложить за поездку 20, 30 тысяч...
В целом на учете в отделе государственной службы занятости Гродненского райисполкома сегодня состоят 120 человек. Около 40% — молодежь до 31 года. Примерно каждый третий соискатель — женщина. За год в поисках работы приходит около 1000 жителей.
В Минске небывалый прежде интерес населения к трудоустройству наблюдается во всех районах: посетителей в подразделениях занятости стало в 1,5—2 раза больше. Как бы то ни было, здесь никто не смотрит на соискателя свысока, подозревая в тунеядстве, замечает начальник отдела трудоустройства по Заводскому району Мария Синицына:
— Наша задача — пришедшему помочь, а не осуждать, чем бы он до этого дня ни занимался. Ведь жизненные ситуации очень разные. И, по большому счету, не важно, почему человек ищет работу: напуган он грядущим декретом по тунеядству или руководствуется личными соображениями — главное, чтобы он максимально эффективно реализовал себя в обществе и его жизнь с этого дня изменилась к лучшему.
Максимальный «безработный» стаж среди соискателей района в основном 3 года. 80% обратившихся — мужчины 30—40 лет, каждый шестой уволен за нарушения трудовой дисциплины — прогулы, употребление спиртного... У них за плечами, как правило, школа или ПТУ, но золотых гор и не просят. Когда выясняется, что выше 4,5—5 миллионов не светит, соглашаются и на это. Женщины, например, охотно идут работать нянечками, санитарками, диспетчерами, комплектовщицами...
Сегодня на учете в Заводском районе состоят 499 безработных, и 112 граждан обратились по вопросу содействия в трудоустройстве. При этом вакансий — 885, наибольший выбор в промышленном секторе — станочники, токари, фрезеровщики, слесари... В каждом третьем случае требуется работник в учреждение здравоохранения — от врача до санитарки. На следующем месте по востребованности — финансовая деятельность, потом — образование (воспитатели и помощники воспитателя в детском саду).