Дело о признании СООО «Маруся» банкротом начато еще 1 октября.
В редакцию onliner.by пришло письмо от Дарьи, которая прошлой осенью два месяца, как выяснилось бесплатно, проработала на компанию «Брэндфэшнгрупп» — одно из юрлиц, занимающихся производством и реализацией детской одежды «Маруся». По словам Дарьи, количество ее коллег, оставшихся без зарплаты, зашкаливает. «В СМИ постоянно транслируются новости о недобропорядочности граждан РБ, тунеядцах. А кто сообщает о вопиющих нарушениях работодателей?» — возмущается Дарья.
— Мало кто знает, что эта фирма вообще не платит зарплату своим работникам: не задерживают или удерживают... а не платит в принципе, — рассказала Дарья о своем печальном опыте работы осенью.
Дарья работала в «Брэндфэшнгрупп» с 20 августа по 16 октября и не получила за это ни копейки.
— В процессе работы и знакомства с коллективом я узнала, что такая «система оплаты» труда в этой компании — норма на протяжении последних лет. Контракт составлен таким образом, что зарплата за месяц начисляется в последний день следующего месяца. То есть за сентябрь деньги должны быть 31 октября. Фактически 2 месяца ты работаешь авансом, — рассказывает Дарья. — Вовремя поняв, что мне там делать нечего, я уволилась. Держать не стали, но и не расплатились.
Дарья подала в суд на бывшего работодателя и предсказуемо выиграла дело. По решению компания должна экс-работнице 18 млн рублей, включая пеню.
— Сложилось ощущение, что во Фрунзенском районе эту фирму знает каждая собака. При подаче заявления на меня смотрели огромными глазами и спрашивали: «А вы что, не знали, что там денег не платят?» А откуда мне это было знать? Сама компания тоже все признает. У них готовые бланки расчета, в которых надо менять только фамилии.
Дальше для Дарьи началась традиционная история: на письма в другие инстанции она получает ответ про решение суда и необходимость обращаться к исполнителям. Крайний срок исполнения решения был назначен на 7 января, но деньги на счету не появились.
На сайте Единого государственного реестра сведений о банкротстве сказано, что дело о признании СООО «Маруся» банкротом начато еще 1 октября. Назначен антикризисный управляющий. Но при общем руководстве («Маруся» принадлежит супругам Подобед) у компании есть несколько юридических лиц.
Привычный для России вариант отношений работника и работодателя все чаще встречается и в Беларуси. Так анонимно считает один из участников конфликта Дарьи с работодателем:
— Особенно часто такие нарушения встречаются в строительстве. Поработал сварщик на стройке и в ожидании зарплаты взял кредит для подготовки ребенка к началу учебного года. Зарплату не дали, исполнители по иску банка о возврате кредита вынесли из квартиры сварщика ценные вещи. Так что встречаются и более вопиющие ситуации, чем у Дарьи.
Думаю, сотрудница рано или поздно получит свои деньги. Возможно, ей предстоит обратиться в прокуратуру или экономический суд. Но в любом случае, это нервы и уже не те рубли, что осенью.
Полный государственный контроль плох так же, как и излишняя либерализация законодательства. Государство продолжает искать баланс.