В деле фигурирует как минимум 14 детей, родителей которых, по версии следствия, обмануло белорусское агентство «Сурконсалт».
Его директора Оксану Колесень подозревали в незаконной предпринимательской деятельности и подделке документов, пишут «Белорусские новости».
Суть претензий — в способе искусственного оплодотворения суррогатных матерей, а не в реализации программ суррогатного материнства как таковых. Как считает следствие, вместо указанного в договорах экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) проходила инсеминация — перенос спермы генетического отца будущего ребенка в полость матки суррогатной мамы. Из-за этого суррогатные матери становились генетическими, что запрещено белорусским законодательством.
Как только суррогатная и генетическая мать становятся одним лицом, суррогатное материнство превращается в продажу новорожденных. Также потенциальные генетические родители не только получали генетически «не совсем своих» детей, но и теряли в деньгах: инсеминация стоит примерно в 10 раз дешевле, чем ЭКО.
Главным следственным управлением Следственного комитета Беларуси завершено расследование беспрецедентного уголовного дела в сфере нарушения законодательства о вспомогательных репродуктивных технологиях.
Как сообщили в центральном аппарате СК, после полного и всестороннего установления всех обстоятельств противоправной деятельности фигурантки следствие завершилось. Ввиду акта амнистии принято решение о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.
В процессе расследования было установлено, что действующее законодательство не в полном объеме позволяет эффективно контролировать процесс осуществления суррогатного материнства в Беларуси. В связи с этим Следственным комитетом проанализированы полученные данные и законодательство в данной сфере, подготовлены предложения, которые направлены в правительство.
Колесень подозревалась в том, что с 2010 года по 2014-й в нарушение действующего законодательства оказывала гражданам услуги по сопровождению программы «суррогатное материнство». Так, она, зарегистрировавшись в качестве ИП (прочая деятельность в области права), организовала работу по подбору женщин, желающих стать суррогатными матерями. Одновременно подыскивала супружеские пары, в которых женщина по медицинским показателям не могла зачать, выносить и родить ребенка. За организацию знакомств и встреч Колесень получала от супружеской пары вознаграждение от 2.000 до 4.500 евро.
В процессе подбора женщин в качестве суррогатных матерей при наличии информации о социально опасном статусе семьи такой женщины Колесень производила подмену соответствующих документов. Для участия в программе «суррогатное материнство» в медицинское учреждение представлялось заведомо подложное заключение. При этом о существующих у суррогатной матери противопоказаниях супружеская пара в известность не ставилась.
В ходе следствия установлены случаи, когда суррогатная мать по отношению к рожденному ею ребенку являлась генетической матерью, что запрещено ст. 22 закона «О вспомогательных репродуктивных технологиях».
Проверкой данных фактов выявлено, что Колесень, имея договоренность с врачом одного из учреждений здравоохранения, направляла к нему для проведения искусственной инсеминации суррогатных матерей. При этом она объясняла гражданам, что при оформлении документов в медицинском учреждении суррогатная мать и мужчина должны указывать, что они якобы являются супругами.
В свою очередь Колесень достоверно знала, что при проведении искусственной инсеминации оформление договора о суррогатном материнстве не требуется. Данная процедура проводится супругам, состоящим в браке, или супруге (по письменному согласию супруга) донорскими сперматозоидами в случае, если сперматозоиды ее супруга не могут быть использованы по состоянию его репродуктивного здоровья. Участие суррогатной матери в такой процедуре не предусмотрено.
Преследуя свою цель (получение вознаграждения), Колесень обещала сторонам предоставить к дате родов документы о проведении экстракорпорального оплодотворения (далее — ЭКО) в клиниках РФ. При этом от женщин при заключении договора о суррогатном материнстве требовала везде указывать, что процедура ЭКО будет проведена в Санкт-Петербурге в клинике ООО «АВА-ПЕТЕР».
В дальнейшем Колесень за отдельное вознаграждение (от 2.000 до 2.500 долларов) передавала суррогатным матерям документы, подтверждающие проведение ЭКО в клинике Санкт-Петербурга. Впоследствии данные документы направлялись юристу организации здравоохранения, где рождались дети, и оформлялась их передача. Вышеуказанным способом в семьи передано трое новорожденных.
В результате женщины (по договору суррогатные матери) передавали новорожденных детей, по отношению к которым приходились генетическими матерями, женщинам, которые по отношению к ребенку таковыми не являлись.
Основанием для передачи детей являлись нотариально оформленные договоры суррогатного материнства и поддельные документы из Санкт-Петербурга. Вышеуказанным способом в семьи передано трое новорожденных.
Предварительным следствием установлено, что одним из факторов, способствовавшим совершению Колесень противоправных деяний, явилось несовершенство законодательства в области осуществления суррогатного материнства.