В Беларусь возвращается уличная преступность.
В последнее время участились разбойные нападения на офисы разных компаний и магазинов. В частности, сегодня стало известно о нападении на ювелирный магазин «Ziko», несколько дней назад — нападение на офис мобильного оператора МТС и чуть ранее — на обменник в ТЦ «Счастье». Не одной ли это цепи звенья? Руководитель «Правовой помощи населению», бывший следователь прокуратуры Олег Волчек согласился с опасениями charter97.org и подробно объяснил, что ожидает улицы всех городов Беларуси в ближайшем будущем.
— Не кажется ли вам странным то, что участились сообщения о разбойных нападениях на разные белорусские организации с целью грабежа?
— Действительно, за последние полторы недели даже из новостей видно, что у нас начинается такая преступность, как в начале девяностых. Тогда тоже были уличные кражи, грабежи, разбой, мошенничество, хулиганка. Эту преступность так и называли — уличной.
— То есть, это только «цветочки»?
— Да, я думаю, что скорей всего, дальше будет хуже, учитывая мой опыт работы в правоохранительных органах.
— Откуда так неожиданно взялся мелкий криминал в якобы «процветающей» стране? Что влияет на такие процессы в обществе?
— Однозначно сразу назову экономический кризис, который сейчас начался. А это и низкие зарплаты, и девальвация рубля, и рост цен. Еще есть должники: те люди, которые остаются без работы, выплачивая, скажем, кредит. Конечно, они будут идти на такие простые преступления.
— А как же количество наркотиков, которые ввозят к нам из России?
— Вот именно. Наша страна сейчас напичкана «спайсами», разными другими наркотиками — вот они, эти люди, которые под кайфом будут грабить и нападать и на обменники, и на банки, и на офисы мобильных операторов, и на ювелирные магазины. То есть, это не ради наживы, а для того, чтобы решить насущные вопросы. Отдать долг, найти денег на пропитание и так далее.
— Но мелкая преступность, возможно, не такая страшная, как организованная?
— В том-то и дело, что раз это не организованная преступность, то это еще страшнее именно потому, что она неуправляемая.
— С бандитизмом сталкивались еще в советские времена не раз… А что делают власти с преступностью сегодня?
— Не исключено, что будет как в 70-х годах, когда в СССР было много так называемого рядового бандитизма, который набирал обороты. И тогда правительство делало небольшую профилактическую работу, принимало новые законы, чтобы это как-то остановить.
А сегодня власть бездействует. К чему может привести сегодняшнее бездействие властей вкупе с принятием ненужных законов — таких, как, скажем, закон о тунеядстве? Логически задумайтесь: если человек не работает, где ему взять 20 базовых величин на штраф? Естественно, он пойдет или грабить, или воровать. Ну не пойдет он устраиваться на завод за три миллиона. Да и не возьмут в нынешних реалиях.
Могут начать и машины воровать, и стекла в них разбивать, и красть магнитолы, и колеса снимать. Было у нас когда-то и такое, что приходишь утром к своему автомобилю — а у него нет четырех колес.
— Так кто же виноват в том, что Беларусь может стать страной, в которой страшно выйти ночью на улицу?
— В этой ситуации виноваты не только власти, но также и местные правоохранительные органы, их низкоэффективная работа, ориентированная на профилактику правонарушений. Они больше работают по каким-то политическим мотивам: на предвыборные кампании, например. А вот ежедневно заниматься изучением своего региона они не сильно стараются. Также есть и фактор безнаказанности, когда мелких хулиганов с «подвязками» в милиции или в судах не привлекают к ответственности. Потом человек понимает, что он может уходить от наказания и продолжает в том же духе. Я считаю, что с учетом всего этого дальше ничего хорошего не будет.
— То есть, даже та армия милиции, которая есть в Беларуси на сегодняшний день, на ситуацию повлиять не сможет и не защитит?
— Конечно, не сможет. У нашей милиции нет авторитета. Да почитать любой форум — как же все-таки люди ненавидят милицию, прокуратуру, суды, во всем их обвиняют! Конечно же, к ним нет никакого доверия. А чтобы нормально работать, нам еще четыре года назад Евросоюз предлагал провести судебно-правовую реформу: по прокуратурам, по МВД, по исправительным учреждениям. Грузия, например, к сегодняшнему дню при помощи таких реформ справилась на сегодняшний день с преступностью, легко!
Последний раз, когда я общался с грузином, который 15 лет прожил в Беларуси — так он собрался возвращаться в Грузию. «Там безопаснее стало», — говорит. Вот это качество. Поэтому к таким вопросам надо подходить комплексно.
— Что является корнем бед в данном случае?
— Главной проблемой есть и будет оставаться экономический упадок страны, а все к этому и идет. Ведь чем свободнее чувствует себя человек материально, тем увереннее он себя чувствует в целом и тем менее вероятно он пойдет на такие грабежи. Ведь за это же светит 10-15 лет лишения свободы. Надо же это понимать! В общем, все это, конечно, расстраивает.