«Продуктовая война» между Россией и Беларусью, прошедшая острую фазу осенью 2014-го, в январе 2015-го возобновляется с новой силой. Однако белорусские производители все чаще и увереннее указывают на необоснованность претензий Россельхознадзора к их продукции. В том числе и потому, что белорусские продукты в России порой попросту подделывают.
Во взаимоотношения России и Беларуси возвращаются конфликты между белорусскими поставщиками продуктов питания и Россельхознадзором. Напомним, что своего пика события, названные «продуктовой войной», достигли в октябре-ноябре минувшего года. Но потом накал страстей спал – российское контрольное ведомство дало белорусским предприятиям время на «исправление ошибок», да и финансовый кризис, связанный с падением российского рубля, оттеснил продуктовое противостояние на второй план.
Однако во второй половине января началась новая череда конфликтов. 19 января Россельхознадзор сообщил о возврате в Беларусь более 130 тонн растительной продукции (в т.ч. 97 т польских яблок) с незаверенными фитосанитарными сертификатами. 21 декабря – о запрете ввоза в РФ 20 т сухого молока белорусского производства. В ночь с 21 на 22 января был запрещен ввоз из Беларуси 39 т свежих яблок – их признали польскими по происхождению. 22 января россияне вернули на минское ОАО «Агрокомбинат Дзержинский» более 19 т мяса птицы из-за «проблемы в качестве и безопасности продукции». В тот же день Россельхознадзор объявил, что выявил поддельные сертификаты из Туниса, по которым в Россию из Беларуси ввозились различные продукты. 23 января Россельхознадзор проинформировал о возврате в Беларусь более 102 тонн растительной продукции (в т.ч. польских яблок). Всего, по данным российского надзорного ведомства, с начала января его сотрудники выявили около 30 попыток незаконных поставок продуктов из Беларуси, общий вес задержанного груза составил около 700 тонн.
Однако главным «продуктом преткновения», как и в конце прошлого года, стало мясо. 22 января управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям сообщило о выявлении генетического материала вируса африканской чумы свиней (АЧС) в сосисках «Докторские» производства белорусского госпредприятия ОАО «Гродненский мясокомбинат». Однако уже на следующий день гендиректор предприятия Анатолий Гришук сообщил, что и продукция и документы ОАО «Гродненский мясокомбинат» были сфальсифицированы на рынке в Великих Луках (Россия). По его словам, представители комбината специально ездили в Тверь, где посетили федеральную лабораторию, которая проводила анализ образцов продукции. «Там нас приняли нормально. И было выявлено сразу: продукции Гродненского мясокомбината там никогда не было. Они не смогли предъявить ни продукцию, ни документы. Они располагали только ксерокопиями документов, а также предъявили оболочку сосисок, однако, не от продукции нашего производства», – сказал Гришук.
В Минсельхозпроде Беларуси подтвердили, что «продукция, обнаруженная на Центральном рынке города Великие Луки Псковской области, не выпускалась ОАО „Гродненский мясокомбинат“, что позволяет говорить о фальсификации белорусских мясопродуктов». Заметим, что министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц еще в феврале 2014-го рассказывал о том, что белорусские мясные продукты в России нередко фальсифицируются.
Примечательно, что ОАО «Гродненский мясокомбинат» было закрыто Россельхознадзором для поставок мясной продукции в Россию с 10 декабря. И с тех пор предприятие не поставило ни одной партии продукции в РФ. Более того, предприятие и раньше не поставляло свои продукты в Псковскую область.
Другой конфликт был связан с претензиями Россельхознадзора к ОАО «Гомельский мясокомбинат». По словам директора предприятия Ричарда Стефановича, в одном из случаев россияне предъявили претензии в том, что поставляемая продукция выработана, когда предприятие было закрыто (то есть в декабре) – но предприятие доказало, что открылось 12 декабря, тогда и выпустило поставляемое мясо. «В другом случае инспекторы Россельхознадзора заявили о якобы нечетких клеймах на полутушах, – рассказал Стефанович БелТА. – После того, как машина вернулась на мясокомбинат, комиссия предприятия осмотрела полутуши, убедилась в правильности клеймения, оформления документов. Партия была отправлена повторно и успешно прошла контроль российской стороны.
После этого ситуацию прокомментировал замдиректора департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода РБ Юрий Пивоварчик. «Все белорусские ветеринарные инспекторы несут персональную ответственность за клеймение продукции, оформление сопроводительных ветеринарных сертификатов, – сказал он. – Мы исключаем вопросы всего некачественного клеймления и поставки некачественной и небезопасной продукции».
Комментарий эксперта
«Нас периодически привлекают к различным проверками импортных продуктов питания, и я по собственному опыту могу сказать, что белорусские продукты – одни из самых качественных, приближаясь по уровню качества к продуктам из ЕС (ныне у нас запрещенным). Но качественные белорусские продукты – только те, где была полностью соблюдена технология производства. А то встречается и откровенная халтура, и подделки – в таких случаях, естественно, о соблюдении технологии речь не идет. Такое мы выбраковываем, – говорит Сергей Павлодаров, старший научный сотрудник Института питания РАМН (Москва). – Но лично я думаю, что в вопросе поставок продуктов из Беларуси преобладает политика, причем с большим перевесом. Дело в том, что официальный Минск не присоединился к продовольственному эмбарго России, введенному летом 2014-го в ответ на западные санкции. Именно после этого, уже в начале осени, Россельхознадзор начал регулярно сообщать о фактах контрабанды из Беларуси продуктов питания производства стран, попавших под российское эмбарго. А вскоре началась и «колбасная война», когда Россельхознадзор начал временно ограничивать поставки в Россию продуктов питания белорусского производства. В этом ведомстве ссылались на резко ухудшившееся их качество – значительное превышение норм по содержанию антибиотиков в молочной продукции, выявлении генома АЧС в мясной продукции и так далее.
Однако я такого ухудшения качества подтвердить не могу. Зато помню, как резко «ухудшалось качество» продуктов из Украины и Молдавии после того, как их правительства подписывали те или иные договоры с Евросоюзом. Здесь комментарии, думаю, уже и не нужны».