Военное положение в торговле продолжается, а значит, можно ожидать новых закрытий.
Минторг неистовствует уже месяц: в середине декабря, едва получив полномочия закрывать магазины за нарушения, он активно начал применять эту карательную меру. Всего под горячую руку Министерства попало 80 магазинов, пишет «Ежедневник».
Эту цифру 27 января озвучила замминистра торговли Ирина Наркевич, отметив, что она по последним подсчетам может оказаться даже большей.
В основном деятельность объектов приостанавливалась на срок от 4 до 16 дней – этого времени, по мнению Минторга, должно было хватить на исправление недостатков. Ирина Наркевич подчеркнула, что это именно «приостановка»: «на беспрецедентный шаг – закрытие -- никто не пошел еще» (хотя новый указ предполагает такую возможность).
Из попавших под санкции торговых объектов около 60 уже возобновили работу.
Как торговые сети попали в сеть
Замминистра признала, что в первую очередь под удар попали крупные торговые сети. «Мы проверяли в основном крупные сетевые компании, у которых есть рыночная сила. Которые могут быстро цену повысить по всей стране или не повысить. Поэтому так оперативно были приняты решения», - сказала Ирина Наркевич.
С другой стороны, подчеркнула чиновник, сетевые магазины сегодня находятся в «экономически более выгодной ситуации». Они имеет развитую логистическую сеть, зачастую сами являются импортерами, играет на руку и крупный размер. «Вот даже пример, - сказала замминистра, - закрыли магазин шаговый – и куда? А закрыли сетевых два из двадцати – раз, перебросил товар в другой магазин – убытков меньше».
Напомним, что среди крупных сетей пострадали известные ритейлеры как продовольственных товаров («Евроопт», «Родная сторона», «Гиппо» и др. ), так и не продовольственных («Электросила, «5 элемент», «Мегатоп», ОМА, «Кравт», сеть заправок «Лукойл» и др.).
Магазины не поддерживают политику партии
В официальной формулировке причины закрытия звучали разные факторы, но главными, видимо, были два: в декабре – это нежелание замещать импорт белорусскими товарами, в январе – рост цен (о которых охотно уведомляли Минторг неравнодушные граждане).
Что касается заморозки цен, то эта инициатива выработана правительством и активно поддерживается президентом, так что Минторг здесь вряд ли сам знает, когда ему можно будет перестать закрывать магазины.
Ирина Наркевич сообщила, что какие-то подвижки, возможно, наступят после внесения предложений от бизнес-союзов и их рассмотрения в правительстве.
Война на импортном фронте
За белорусские товары Минторг также борется не только по собственной инициативе. Это общий курс экономических властей, которые хотят спасти столь дефицитную нынче валюту. Звеньями этой цепи являются ограничения по НДС для импортеров, а также периодические попытки лицензирования отдельных импортных товаров и т.д.
Стоит сказать, что, несмотря на потуги властей, заметных подвижек в соотношении отечественного и импортного в корзине белорусов в 2014 году не наблюдалось. Доля белорусского товара в розничном товарообороте осталась такой же, как и в 2013 - 70%. В основном – за счет продовольствия.
Ирина Наркевич констатировала, что мы все еще «зависимы от импортного товара». «Для нас напряженная ситуация, потому что мы валюту вывозим из страны. Сегодня важная наша роль - оптимизация импорта в нашу страну», - сказала она.
Замминистра перечислила группы товаров, по которым война с импортом в 2014 году дала наиболее заметные результаты: холодильники и морозильники (импорт снизился на 40%), телевизоры (на 10%), пиво (на 16%), чулочно-носочные изделия (на 7%).
Однако внешнеторговое сальдо это не спасло – по товарам оно по-прежнему остается отрицательным - минус 1,4 млрд долларов.