Предложение нефти на данный момент превышает спрос, чем стимулирует падение цены.
Существует три основных фактора, которые формируют цену на нефть – спрос, предложение и настроение трейдеров на фондовом рынке. Замедление темпов роста в Китае и еврозоне позволяет прогнозировать уменьшение спроса на нефть в будущем. Однако, эти процессы весьма долгосрочные и сами по себе не могут так быстро и так сильно обвалить цену на нефть.
Если проанализировать динамику цены фьючерсных контрактов на поставку нефти, то можно заметить, что она падает на несколько процентов всякий раз, когда появляется новость о неуменьшении или увеличении объемов добычи. Таким образом, ключевым фактором является предложение нефти, которое на данный момент превышает спрос и стимулирует падение цены.
Из-за низкой цены на нефть страдают все экспортеры. Казалось бы, они могли договориться между собой, уменьшить поставки на мировой рынок и, таким образом, поднять цену на нефть. Отсутствие такой договоренности иногда объясняют политическими причинами и рассматривают как доказательство существования заговора против России.
Однако, классический пример теории игр показывает, что игроки не всегда будут сотрудничать друг с другом, даже если при этом получается оптимальный для них результат. Давайте рассмотрим его подробнее.
Дилемма заключенного
Предположим, что два члена преступной группировки арестованы и заключены в тюрьму. Каждый находится в одиночной камере без возможности общаться с напарником. Полиция признает, что не имеет достаточно улик для вынесения сурового приговора. Таким образом, планируется приговорить обоих к 1 году тюремного заключения по более мягкой статье. Однако, полиция предлагает каждому преступнику пойти на сделку с правосудием и свидетельствовать против другого. Возможны такие варианты:
Если оба молчат, то каждый получает по 1 году.Если один свидетельствует против другого, а тот молчит, то первый освобождается за помощь следствию, а второй получает 3 года.В случае, если оба свидетельствуют один против другого, то они получают по 2 года.
Эта проблема называется дилемма заключенного. Такую формулировку и название предложил канадский математик Альберт Такер, научный руководитель Джона Нэша, Нобелевского лауреата по экономике (1994). Эту игру удобно представить в виде таблицы:
Как же должен действовать заключенный, если он стремится минимизировать свое пребывание в тюрьме? Если его напарник молчит, то лучше дать показания и сразу выйти на свободу (в случае молчания – год тюрьмы). Если же напарник дает показания, то лучше поступить точно так же, чтобы получить два года вместо трех. Таким образом, каждому из игроков выгодно свидетельствовать против другого. В результате, каждый из них даст показания и получит 2 года. Заметим, однако, что такой итог хуже для каждого из них, по сравнению с ситуацией, когда оба молчат (в таком случае каждый получил бы 1 год). Несмотря на это, никому не выгодно в одиночку менять свое решение.
Цена на нефть
Вернемся теперь к ситуации на нефтяном рынке.
12 стран, входящих в ОПЕК и действующих согласованно добывают примерно 36 млн баррелей в день. Россия производит около 10,5 млн баррелей в день. Еще в среднем 14 млн баррелей в день добывают нефтяные компании США. Другие страны производят существенно меньше (Китай 4,4 млн, Канада 3,3 млн, Бразилия 3,3 млн.) и, соответственно, имеют меньше возможности влиять на общее предложение нефти на мировом рынке. Всем экспортерам было бы выгодно снизить общий уровень добычи, так как это подняло бы цену за баррель. Однако, как и предсказывает теория игр, никто не хочет делать это первым. Если даже крупнейшим экспортерам удастся договориться и одновременно уменьшить добычу, то такое состояние не будет устойчивым. Каждый из участников сговора будет иметь стимул нарушить его и произвести больше нефти, получив для себя дополнительную выгоду.
Саудовская Аравия была в похожей ситуации в 80-х. Тогда они решили поддержать цену на нефть и снизили уровень добычи. Успеха они не добились: другие страны стали поставлять больше нефти, цена осталась прежней, а доля Саудовской Аравии на мировом рынке сократилась. Вот почему слова министра нефтяной промышленности этой страны о том, что они не будут снижать добычу пока цена больше 20$, звучат вполне убедительно. Особенно, если учитывать увеличение поставок нефти из России и США.
Как будет развиваться ситуация на нефтяном рынке?
Наиболее вероятным автору статьи видится следующий вариант. Компании, имеющие низкую себестоимость добычи, сохранят или даже увеличат текущие объемы поставок. Это приведет к еще большему падению цены. В результате, наименее рентабельные компании будут вынуждены уйти с рынка, чтобы не работать в убыток. Это уменьшит общее предложение нефти, после чего цена может стабилизироваться на достаточно долгое время.
Поскольку сообщений о банкротстве нефтяных компаний пока не было, то можно предположить, что равновесный уровень будет меньше 50$ за баррель.
Дмитрий Ильин, экономист Института экономических исследований и политических консультаций, LB.ua