Советник лидера движения «За свободу» Алесь Логвинец рассуждает о политическом позиционировании.
Интервью с Алесем Логвинцом было опубликовано в «Белгазете» .
- В чем основные отличия имиджей Александра Милинкевича и Александра Лукашенко?
- Фактически Милинкевич - антипод Лукашенко, интеллигентный человек, европейское лицо Беларуси. Это человек, который в силу своего образования, интеллигентности, политического мировосприятия и мироощущения не в состоянии быть диктатором. Он состоялся в разных сферах жизни - как ученый, преподаватель, краевед, госруководитель, политический лидер. Его признают за равного ведущие европейские политики.
- Есть мнение, что имидж Милинкевича - это имидж католического пастора, держащего при себе кассу...
- Я не буду это комментировать. Если уже говорить образами, то лучший в данном случае такой. Представьте белорусскую деревню. Образ Александра Милинкевича - это образ человека, сочетающего в себе глубокие знания, уверенность и, что очень важно, уважение к другим. Это имидж интеллигентного директора школы либо, на выбор, председателя сельсовета, несущего в себе народную мудрость. В любом случае это антипод показательно простецкого, но грубого и брутального образа председателя колхоза.
- Готов ли колхоз к тому, чтобы быть возглавленным директором школы, который едва ли сможет оказать силовое влияние на захмелевших механизаторов?
- Хороший директор школы владеет навыками управления. Он может организовать людей словом и собственным примером, а не плетью. Образы традиционного общества более емкие, но мы прекрасно знаем, что 70 с лишним процентов белорусов живут в городах. Слава богу, Беларусь уже во многом постиндустриальное общество, многие белорусы мыслят категориями потребления. Мы уверены, что наступит момент, когда белорусы будут мыслить как собственники своего голоса, ценить и отстаивать его и соответствующим образом выдвигать свои требования к властям. А для города образ Милинкевича – это образ европейского профессора, разговаривающего на нескольких иностранных языках.
- Некоторые аналитики утверждают, что лидер движения «За свободу» окружил себя политтехнологами, поставившими его в неловкое положение: не исключено, что он займет нишу маргинального Гайдукевича, которого не считают «своим» ни во власти, ни в оппозиции...
- У Милинкевича молодая динамичная команда - надеюсь, к следующей кампании она пополнится новыми успешными профессионалами. Среди нас нет политтехнологов в вашем понимании, но мы уже имеем опыт собственных политических кампаний.
Милинкевич - самостоятельный политик, который искренне болеет за страну. Он исколесил Беларусь вдоль и поперек, умеет общаться с людьми и знает, что их волнует. Он конструктивный политик, когда речь идет о национальном интересе белорусского народа. Не боится критиковать власть, делает это регулярно, в то же время не боится поддержать некоторые ее шаги, которые в среднесрочной и долгосрочной перспективе отвечают нашим национальным интересам.
- Но не станет ли он чиновником, которому пообещали, но не дали портфель?
- Мне кажется, после Лукашенко Милинкевич - самый успешный политик Беларуси постсоветского периода, который за такой короткий период времени многому научился в политике. Но, в отличие от Лукашенко, он политик, со знаком плюс. Милинкевич участвует в политике из чувства долга перед родиной, он - государственник и созидатель. Поэтому хочет прийти во власть в результате народного мандата, а не подачки власти.
- Если раньше этот успешный политик строил свою риторику на утверждении «Лукашенко - последний диктатор Европы», то в этом году он делал принципиально иные заявления - в частности, об отсутствии политзаключенных в стране. Почему он начал противоречить сам себе?
- Милинкевич никогда не отрицал, что в Беларуси продолжается преследование по политическим мотивам. Сегодня есть люди, которые находятся в тюрьме на основании их политических взглядов, а не (как это формально звучит в приговорах) по причине совершения уголовного или серьезного экономического преступления. В своем выступлении на Белорусском европейском форуме он очень конкретно говорил, что в Беларуси - авторитарный режим. В последнем выступлении на конгрессе Европейской народной партии Бонне (это выступление было адресовано западным политикам, так и всем гражданам Беларуси) он употребил слово «диктатор», сказав, что Берлускони сделал большую ошибку, заявив о якобы поддержке белорусским народом диктатора Лукашенко. Именно слово «диктатор» было употреблено.
- Можно ли сказать, что позитивные высказывания президента РБ в адрес Милинкевича фактически предоставили последнему карт-бланш для выступлений в госСМИ. Почему вы им не воспользовались?
- Почему Лукашенко похвалил Милинкевича - это вопросы к Лукашенко. Надо сказать, что очень искусный политик. Кстати говоря, когда он хвалил Милинкевича во время обращения к «парламенту», у него даже запершило в горле: ему было очень сложно это произнести. Но мы же знаем, что сегодняшний правитель Беларуси готов, цитирую, «пожертвовать своим разумом» ради удержания своей власти.
Милинкевич готов выступать на БТ и представить свои взгляды в белорусских госгазетах, но, к сожалению, минимальный доступ к госСМИ предоставляется только раз в 5 лет кандидатам на пост главы государства, согласно избирательному законодательству. А вот насчет карт-бланша - вопрос не к нам. Мы хотим получить карт-бланш от белорусского народа. Любая вещь, которая дает нам шанс быть более понятными для нашего народа и воздействовать на более широкую аудиторию, нас интересует.
Как любая оппозиция, мы стараемся показывать, что власть во многом не действует в интересах широких слоев общества, критикуем те действия, которые не принесут пользу стране и ее гражданам, как в случае Таможенного союза с Россией и Казахстаном и, в частности, увеличения таможенных пошлин на автомобили.
- Как вы имиджево, политтехнологически использовали период финансового кризиса?
- Мы говорили о том, что под обломками кризиса может очутиться наша государственность. Поэтому очень важно было, выставляя конкретные политические условия властям, смотреть дальше в перспективу и думать, каким образом сделать более прочным фундамент белорусской независимости.
- Информационная политика движения «За свободу» фактически не работала на упреждение, отсутствовало чувство момента, попытки сформировать информационное пространство ограничивались отчетами о зарубежных визитах Милинкевича и церемониях вручения премий...
- Белорусский европейский форум, вообще деятельность по европеизации, по сближению Беларуси с объединенной Европой - разве это не работа на упреждение? Сотни сообщений о действиях наших активистов на местах, десятки бюллетеней и региональных сайтов.
Согласен, наша информационная политика оставляет желать лучшего, есть потенциал для улучшения. Думаю, мы идем к более профессиональному использованию существующих возможностей для политической коммуникации; Интернет, независимые газеты, радиостанции «Свобода», «Еврорадио для Беларуси», «Рацыя», независимый телеканал «Белсат», а также собственная печатная продукция и непосредственные контакты с людьми. Кстати, власть очень боится Интернета и поэтому так стремится загнать его под свой контроль.