Просто напечатали много денег и залезли в долги.
Вчера на пресс-конференции Лукашенко заявил о том, что золотовалютные резервы не растут якобы потому, что в сельское хозяйство вложили 55 миллиардов долларов.
«Были времена, был хороший экспорт… А куда мы эту валюту направляли? Мы могли поступающую валюту вложить в золотовалютные резервы, может быть, и больше надо было. Но мы пошли другим путем, те крохи, которые у нас были, мы вбросили в сельское хозяйство — 55 миллиардов долларов, но оно теперь нам приносит каждый год 7 миллиардов долларов», - сказал диктатор. Лукашенко также упомянул деревообработку, куда были вложены миллиарды долларов.
Экономист Леонид Заико рассказал charter97.org, что сумма, которая идет на субсидирование сельского хозяйства может быть даже выше, но таяние золотовалютных резервов в стране с этим никак не связано.
— Давайте по-взрослому: я вчера посмотрел выступление Лукашенко и хочу сказать, что это было чисто пропагандистское выступление. В первых рядах показывали сидящего Павла Якубовича и прочих редакторов государственных газет — и они это слушали с неподдельным интересом. Я так понимаю, внутри у них реакция была такая же, как у вас сейчас, — говорит экономист.
— Действительно ли из-за сельского хозяйства падает уровень наших золотовалютных резервов?
— 15% нашего бюджета обычно идет на субсидии сельскому хозяйству. Это слишком большие деньги. С точки зрения рациональных расходов, этих денег хватило бы на то, чтобы содержать всех нуждающихся в социальной помощи людей. Ссылка на сельское хозяйство не является обоснованной. В основном, если посмотреть на девальвацию и на проходящие процессы, связанные с падением белорусского рубля, то здесь причина простая: денежная политика была мягкой, денежная масса постоянно расширялась. Этому соответствовала и патерналистская политика доходов, эдакая политика для создания любви, всеобщей любви народа. Но экономику не обманешь: если зарплата была летом $600, то после девальвации она стала $400. И вообще, Беларусь крутится вокруг этой цифры, $350 - $400. Мне приходилось много на эту тему писать, именно о том, что это и есть реальные доходы белорусов.
Сельское хозяйство — это бездонная дыра, куда сколько денег ни отправь, на выходе получим свиную вырезку по $12, а в России она тем временем уже по $5, и получим массу дорогих продуктов сельского хозяйства. Поэтому вопрос заключается вот в чем: надо ли столько денег туда направлять, если продукты питания у нас дороже, чем в Польше, чем в Литве и чем в России?
Заявление о том, что из-за субсидирования сельского хозяйства тают наши золотовалютные запасы не есть справедливо. Я не знаю, зачем он так сказал. Это чисто пропагандистское заявление. Возможно, чтобы посеять вражду между рабочим классом и трудовым крестьянством, говоря языком Сталина, «усилить классовую борьбу». Нет, это не так. Я с самого начала говорил, что падение белорусского рубля связано с тем, что у нас мягкая денежная политика. Даже бабушка Фрося может объяснить, что если белорусских рублей много, а долларов столько, сколько и было, то курс рубля будет падать. Просто печатали много денег и залезли в долги. Сейчас где-то 45 миллиарда долларов нужно выплачивать в год по долгам.