30 января глава администрации Лукашенко Александр Косинец встретился с главным редактором и директором сайта «Ежедневник» Сергеем Сацуком.
Поводом стала информация о коррупции, озвученная в ходе пресс-конференции Александра Лукашенко.
Сергей Сацук сказал, что после пресс-конференции Косинец назначил ему время встречи.
В интервью «Радыё Свабода» Сацук сообщил, что после встречи в администрации президента получать информацию о фактах коррупции журналистам будет еще сложнее:
- В начале встречи Косинец сказал, что я, мол, сделал громкое заявление на пресс-конференции, и попросил дать ему теперь конкретные факты о коррупции. Я удивился, потому что говорил о множестве фактов, свидетельствующих о том, что в стране идет не системная борьба с коррупцией, а система создает тепличные условия для коррупционеров. И факты - прежде всего это закон, который подменяет реальную борьбу бумажной.
Я говорил о практике в стране, когда правоохранительные органы докладывают о предотвращении ущерба государству. Когда начинаешь разбираться по таким фактам, то в большинстве никакого вреда государству там и быть не может.
Сейчас достаточно правоохранителям доложить, что предотвращен ущерб, не нужно устанавливать виновных, никого наказывать, расследовать.
Все очень просто: отчитался о предотвращении ущерба - и прекрасно. Эти коррупционеры и дальше сидят на своих местах: один тендер не смогли распилить, распилят другой. А правоохранители отчитались. Вот об этих фактах я говорил.
И самый главный факт, который меня возмутил, что прессу совсем отрезали от какого-либо участия в борьбе с коррупцией. Я факт приводил, почему сайт Следственного комитета в три раза дороже сайта Таможенного комитета. Вместо ответа мы получили от них простую отписку. Поэтому я говорил об условиях для коррупции.
- Как отреагировали участники встречи на предложение отменить инструкции о взаимодействие со СМИ?
- Они отреагировали жестко: «Как это журналист будет напрямую со следователем общаться мимо пресс-службы? Следователь не имеет права раскрывать журналисту какие-то нюансы дела. Это нарушение закона, такого следователя надо увольнять». А я говорю им, что по закону следователь - это процессуально независимое лицо, и только он может определить, что можно раскрыть. А у нас получается, что получение информации по каким-либо коррупционным делам без санкции руководства невозможно.
Я дал Косинцу факты. О том, что относительно нас проводилась проверка в течение трех месяцев. Всех таскали на допросы, меня и даже рекламный отдел. Я не говорю о том, что стояли на прослушивании. Проверка проводилась по моей статье о деле заместителя генпрокурора. О некоторых фактах дела почему-то не хотели говорить, а я их установил и написал. А они прошерстили всех журналистов. Почему фильтруется информация: об одних делах можно говорить, а о других нельзя. Вот об этом я говорил. А мы пишем так, как есть, факты. И тут мы с Косинцом и Шаевым абсолютно не нашли взаимопонимания. У них жесткая позиция, что все должно быть через пресс-службу, через одобрение руководством. Сам следователь самостоятельно со СМИ работать не может.
Косинец распорядился, чтобы Сацуку дали полную информацию о стоимости сайта Следственного комитета, и обещал провести разбирательство по некоторым фактам. Также попросил высказать замечания по проекту закона о борьбе с коррупцией.
«Но после встречи нет надежды, что они прислушаются к моим замечаниям», - сказал Сергей Сацук.