Белорусам на ралли «Дакар» приходилось ночевать в пустыне и праздновать Новый год с бутылкой колы.
Неделю назад весь состав нашей команды вернулся из Аргентины с ралли-рейда «Дакар». Этот год стал самым успешным за четырехлетнюю историю выступлений белорусов на гонке. Они показали, что МАЗ там был не для массовки - впервые в десятку в общей классификации ворвался экипаж Александра Василевского (10-е место), пишет «Комсомольская правда в Беларуси».
На призовые места претендовал и Сергей Вязович, но ЧП на одном из этапов отодвинуло пилота и его партнеров в четвертую десятку. Финишировал грузовик 34-м. Нельзя не отметить и быструю техничку Владимира Василевского (41-е место в классификации), которая всегда была рядом, когда партнерам по команде нужна была помощь.
Журналисты встретились с Александром Василевским, а также его штурманом и по совместительству начальником команды Валерием Козловским, чтобы послушать о большом и опасном приключении в Южной Америке.
Вылетели с трассы на скорости 130 километров в час
- На первом этапе мы стартовали в середине, - рассказывает Александр Василевский. - Поэтому старались обгонять на скоростных участках там, где предоставлялась возможность, так как от результата на предыдущем участке зависел стартовый номер на следующих этапах. И вот в облаке пыли мы догоняем одного из конкурентов, видим его габаритные огни, как вдруг огни уходят круто в сторону. В пыли мы не успеваем среагировать. Выскакиваем из пыли и понимаем, что вылетели с трассы. Оказалось, что поворот в 90 градусов, как многие другие, в роудбуке прописан не был. Нам повезло, что мы не угодили в болото, в овраг и не перевернулись. Чтобы вы понимали, это происходило на скорости 130 километров в час. Было ли страшно? Дурные мысли всегда в такой ситуации появляются, но экипаж не пострадал. Да и по времени мы потеряли лишь 20 - 30 секунд. Дальше этап ехали с больше осторожности.
Печать поставили на дверь грузовика
- Прохождение всех контрольных точек в гонке фиксируется по GPS - то есть грузовику достаточно проехать через зону действия точки, чтобы там отметиться, - поясняет Валерий Козловский. - Но есть и так называемые точки СР, на которых обязательна печать судьи на токе на карточке участника. К одной из таких точек подъехал Сергей Вязович. Механик подал бланк для отметки, но судья промахнулся и поставил штамп на дверь! Ребята отъехали на несколько метров и заметили, что печати нет. Тогда поняли, что она стоит на двери. Была шуточная идея на финише показать организаторам печать на двери, но на самом деле, конечно, пришлось разворачиваться, ехать на точку и ставить отметку, на что было потрачено две минуты.
Из-за боли Вязович не мог прикоснуться к рулю
На одном из этапов с Сергеем случилось ЧП: на спецучастке он повредил руку.
- Рука опухла, но Сергей смог довести машину до финиша, где ему уже оказали помощь и провели обследование, - рассказывает начальник команды «МАЗ-СПОРТавто». - На биваке мы обратились к медикам и сделали снимок кисти руки. К счастью, ни трещин, ни переломов не было. Сергею пришлось принимать обезболивающие и препараты, чтобы снять опухоль. Но все равно несколько дней пилоту тяжело было даже прикасаться к рулю, поскольку рука болела. Боль была сильная, но Вязович ее терпел и показывал при этом хорошие результаты. Фактически он управлял автомобилем одной рукой. После возвращения с «Дакара» Сергей находится на больничном и проходит восстановительное лечение.
Спели «Купалинку» для аргентинских белорусов
- После финиша гонки нас в гости пригласила украино-русско-белорусская диаспора в Буэнос-Айресе, - вспоминает Василевский. - Услышали в их исполнении много народных песен, но и мы в долгу не остались. Мы подарили для экспозиции их музея командную майку, а наш менеджер Ирина спела «Купалинку» на белорусском языке и Bésame mucho на испанском. Нас встретили очень тепло. Представителям диаспоры было приятно услышать родную речь, ведь многие уже более 20 лет живут в Аргентине, а другие и вовсе там родились и никогда не бывали на родине предков. А вот драниками нас не угостили.
Местные болельщики на перегонах между спецучастками предлагали нам еду, фрукты, воду и даже вино! Но все же это не возьмешь - разве что воды. Перед стартом мы не наедаемся - только легкий завтрак … Полный желудок может плохо сказаться на состоянии во время гонки, ведь мы постоянную тряску и высокие нагрузки. На трассе спецучастка мы, естественно, не едим. На трассе только одна мысль - достойный финиш. Завтраки и ужины проходили на биваках - специальных зонами между этапами. На ужин была разного рода приготовленная говядина, экзотические супы, фрукты и даже десерты.
Новый год отметили колой
В Аргентину экипажи вылетели 24 декабря, а 25-го поздно вечером были уже в Буэнос-Айресе. У нас было несколько дней для того, чтобы акклиматизироваться и подготовить технику к гонке. Соответственно, Новый год и Рождество пришлось праздновать не за семейным столом.
- 31 декабря мы по приглашению белорусского посольства и диаспоры отправились в провинциальный городок с экзотическим названием 25 мая, - вспоминает Козловский. - Там у нас была организована презентация спортивных грузовиков. По дороге назад, в 80 километрах от Буэнос-Айреса по минскому времени наступил Новый год! На этот случай у нас была припасена бутылка колы. Мы сделали по несколько глотков, поздравили друг друга - вот так, собственно, и отметили!
Во время «Дакара четверо членов команды отметили свои дни рождения. Праздновали, конечно, без алкоголя.
- Мы же все-таки в командировке, - строго реагирует на наш вопрос начальник команды. - На застолья времени, к тому же, совсем не было из-за занятости и постоянной усталости, думали лишь о гонке. Поздравления в основном были перед стартом этапа. Именинник от всей команды получал майку с надписью «Я - штурман», «Я - пилот» или «Я - механик», а также сувениры с логотипом «Дакара» и принтом наших фотографий. Было очень трогательно и приятно!
Два экипажа заночевали в пустыне
На восьмом этапе у экипажа 510 Сергея Вязовича была проблема с редуктором. На помощь прибыла быстрая техничка, но устранить поломку до темноты не удалось, пришлось ночевать в пустыне и финишировать двумя машинами лишь в середине следующего дня.
- У каждого экипажа есть достаточный запас воды и пищи, - поясняет Козловский. - В сухпаек входят рыбные или мясные консервы, сухофрукты, печенье, галеты и сгущенка. К слову, еда немного пересоленная, чтобы вызвать у человека жажду, так как обезвоживание - серьезная проблема.
Ведь днем температура зашкаливала за 40 градусов, хотя в горах опускалась до +4-+7 градусов.