Вложенные в строителство здание деньги обесценились, инвестор - почти банкрот, а государство готово отобрать готовый объект.
Ситуация вокруг нового торгового центра «Галерея» (также известен как «Импульс-2») накаляется: после полутора лет скитаний по кабинетам люди получили окончательный ответ от нового министра промышленности: через неделю дело будет передано в суд, а значит, ни торговых площадей, ни своих денег предприниматели вероятнее всего уже не увидят. Об этом charter97.org рассказал один из пострадавших Влад.
— Вчера у нас была встреча с министром промышленности Виталием Вовком. И если до этого была встреча с главой Государственного комитета по имуществу Евгением Капчаном, где велась речь о том, чтобы внести дольщиков в инвестиционный договор третьей стороной, то теперь министр промышленности озвучил, что он этого делать не будет и в итоге весь наш разговор свелся к тому, что в министерстве сказали, что они будут подавать в суд на расторжение инвестиционного договора.
— Что это будет значить для вас на практике?
— На данный момент все наши вложенные 5-10 лет назад денежные средства уже полностью обесценились. То есть возврат денег здесь просто неприемлем. До сегодняшнего момента мы могли требовать исполнения нашего договора, то есть, передачи нам торговых мест. В связи с тем, что инвестиционный договор будет расторгнут, ситуация возвращается в 2005 год. То есть, все здание остается у завода МПОВТ, а нашему инвестору «Фарт-Плюс» возвращаются средства. Какие средства? В какой валюте? Получается, мы вообще ничего не получим, потому что это настолько длинная и запутанная схема. Сначала завод должен забрать здание, продать его, потом эти деньги от инвестора должны поступить в бюджет, из бюджета они должны поступить на счет нашего инвестора — если до этого момента наш инвестор вообще будет существовать, в чем мы очень сомневаемся — и только потом, инвестор начнет погашать все свои задолженности: перед нами, перед банком и перед своими остальными кредиторами.
— То есть, вас кинули?
— Это если выражаться мягко. Такого даже слова нет, чтобы описать, что с нами сделали. Мы пришли на последнюю встречу и столкнулись с тем, что министр промышленности нам начинает задавать странные вопросы: мол, с кем у нас договора — с «Фарт-Плюсом» или с заводом? То есть он изначально берет — и отодвигает нас в другую сторону, мол, вы тут вообще никто, с вами разговора не будет никакого, ведите инвестора. Инвестор наш туда не идет. Получается, что мы не просто в замкнутом пространстве, а мы между молотом и наковальней. Наш инвестор не может наладить сотрудничества с заводом, а завод налаживать с нами сотрудничества даже не думает. Вчера было четко сказано: подавайте в суд. На это дана неделя. Если инвестор не начинает платить деньги на восстановление документации, то они идут и подают иск о расторжении инвестиционного договора.
— Какими методами вы собираетесь бороться?
— Мы три раза записывали обращения к Лукашенко. Три раза! Есть мысль записать четвертое. Но если три предыдущие просто прошли впустую… И с каждым обращением мы составляли документ, заявление на имя Лукашенко с просьбой помочь и вмешаться. Каждое заявление подписывает больше ста человек. Мы их отправляем в Администрацию. И все эти заявления моментально, без рассмотрения отправляются в комитет Госкомимущества.
— Так может Лукашенко давно в курсе и его это абсолютно устраивает?
— Остается надежда, что это не так. Я верю в то, что он не в курсе конкретно про нас, а только про ситуацию в целом. Как я понимаю, есть решение Лукашенко о реализации всего квартала в целом и эти подчиненные хотят от нас как-то по-быстрому избавиться, чтобы выполнить это решение. Я думаю, он не может быть в курсе и так с нами обращаться. Ну представьте: 150 человек фактически и практически купили здание — есть квитанции, договора, все сделано абсолютно законно! Все деньги поступили на счета фирмы.
— Здание же ваше уже готово. Что мешает отдать его вам в пользование?
— Оно официально не сдано. Но парадокс в том, что оно-то есть! Здание существует. Но когда мы сидели в кабинете министра, там же сидело человек 10 из его «свиты» — мы пытались им доказать, что здание есть, а они не верили! Представляете? Министр промышленности мне говорит: так здания нету! На что мы ему: нет техпаспорта — нет и здания? Он — ну, да. То есть мы смотрим на белое, называем это черным — а вы делайте, что хотите. После этого у нас была пауза: мы не знали, как дальше с ними говорить и выстраивать диалог в этом направлении. Единственное решение, на которое мы их смогли уговорить — это чтобы в суд подавали не завтра, а подождали неделю, дали инвестору время. Но мы прекрасно понимаем, что нашему инвестору денег взять негде. Они фактически и практически являются банкротами. Единственный путь взять с них деньги — это заставить их взять деньги с нас, дольщиков. То есть, мы и так сидим на этой «игле», а нас еще дальше раскручивать на то, чтобы мы снова и снова давали им деньги. Притом, что речи о каких-то гарантиях со стороны министерства промышленности, как ответственного по решению Лукашенко ведомства, нет. Даже если продолжится финансирование, о передаче здания инвестору и нам наших павильонов никто даже и речи не ведет. На данный момент идет разговор в ключе: дайте денег, чтобы завершить здание, а дальше посмотрим.
— В общем, власти только создают видимость диалога, а на деле «воз и ныне там».
— Да, фактически, разрубить этот узел никто из чиновников не пытается. Ни председатель Госкомимущества, ни Министерство промышленности. Мы-то надеялись, что новый министр промышленности отнесется к ситуации как-то по-человечески, хотя бы как-то поразмыслит или даст команду рассмотреть нашу ситуацию. Ведь есть же решение прокуратуры! Там черном по белому написано: учесть интересы дольщиков. После вчерашнего общения четко видно: перед ними стоит задача побыстрее от нас отмахнуться. А единственный и самый быстрый способ — это подать в суд на расторжение договора. А если государственная организация подает в суд на расторжение договора с коммерческой фирмой, тут итог уже заранее известен. Мы прекрасно понимаем, что и суд затянется на энное количество лет, хотя уже этот вопрос никто не решает аж с мая 2013 года. Почти два года, а ситуация осталась там же, где и была.
Как удалось выяснить charter97.org, председатель РОО «Перспектива» Анатолий Шумченко лично уговаривал чиновников пойти навстречу дольщикам торгового объекта «Галерея» и утверждает, что работа будет продолжена.
— «Перспектива» намерена в ближайшее время проанализировать ситуацию с юристами и выработать дальнейшию тактику действий по проблеме объекта «Галлерея». Ранее мы подготовили открытое обращение к Лукашенко.
Все состоявшиеся встречи дольщиков с чиновниками — это результат обращений нашей организации и призывов к исполнителю по делу о проведении обсуждения ситуации с пострадавшими предпринимателями. Что они и сделали. Я лично звонил исполнителю. Поначалу она сказала, что ей дали два дня на ответ из Администрации Лукашенко, а я настоял, что это будет никому не нужная отписка. Тогда чиновница перезвонила и согласилась, — рассказал он.