Представители разных слоев населения рассказали, как сказались на жизни их семей девальвация и рост цен.
Об этом они рассказали «Салідарнасці».
Мама двоих детей: «Бананов вообще в магазинах нет»
Жительница Лиды Людмила:
— Тратить на продукты мы стали, конечно, намного больше. Вчера вот купили килограмм мандарин за 35 тысяч, а еще недавно покупали за 20. На еде стараемся не экономить, но вот фрукты уже покупаем не каждый день, а раз в неделю. Меньше стали покупать свинину, вместо нее берем курицу.
Многих продуктов в Лиде уже не достать. Вчера в двух магазинах не смогла найти сметану, которую мы обычно покупаем – осталась только дорогая лидская. Мандарины были только в одном из трех магазинов, бананов вообще нет, яблоки были только зеленые.
Памперсы остались в продаже только самые дорогие. Создается впечатление, что на рынке продают только куртки — ничего больше нет. Мужу, извините, даже трусы не могу купить, которые он обычно носит.
Одежду новую пока не покупаем, подарки родственникам на день рождения делаем скромнее. Планы о смене машины придется отложить. Даже не знаю, чего ждать дальше.
Геннадий Федынич: «В этом году вряд ли позволим себе отдых»
Лидер профсоюза работников РЭП Геннадий Федынич:
— Наверное, было бы жесткой неправдой сказать, что события последнего времени на нас не сказались. Сидели недавно семьей и думали: если раньше жена получала 5 миллионов, и с учетом моей зарплаты мы могли позволить себе выехать на отдых, то в этом году вряд ли позволим его, ведь платить надо в долларах.
То, что в магазинах растут цены, можно заметить по тому, как часто кассиры смотрят на бумажки. Это значит, что нарисованы новые ценники.
Еще один показатель: если раньше в Польшу за дешевыми товарами ездила масса людей, то сейчас на границе очередей нет, поляки спрашивают: где делись белорусы? Это не значит, что белорусы стали покупать отечественную продукцию. Сейчас они никакую не покупают: ни польскую, ни отечественную.
Раньше многие, зарабатывая по 5-6 млн, могли что-то отложить, поменяв деньги на доллары. А сейчас повышаются коммунальные платежи, ползут вверх цены, и люди все тратят на себя и семью, ничего не остается.
Говорят, что пессимист — это хорошо информированный оптимист. Я не вижу перспектив для улучшения ситуации в этом году.
Леонид Заико: «Меньше трачу на сладости и фрукты»
Руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико:
— С недавних пор я и мой сын стали следить за ценами и радоваться тому, что прогнозы и оценки ситуации мною были сделаны верно. Придумки остановить цены оказались абсолютно пропагандистским ходом. Это убедило в том, что рекомендации держать сбережения в валюте были верными.
Теперь я могу сказать, что сегодня население умнее, чем правительство и Нацбанк вместе взятые и возведенные в квадрат. 80% населения хранит сбережения в валюте — практический ум всех возрастает.
Что касается моего потребления, то оно изменилось, стало более рациональным. Меньше трачу на сладости и фрукты, обращаю внимание на производителей: как правило, российские продукты дешевле. Пришлось изменить планы насчет отдыха.